|
Алла Иванилова
Парламент принял поправки в законодательство по вопросам пенсионного обеспечения, которые обязывают всех работодателей начиная с 1 января 2018 года отчислять в пользу работника обязательные пенсионные взносы в размере 5 процентов от заработной платы. Такая норма, уверены предприниматели, является провальной и может привести к печальным последствиям
В Казахстане взяли курс на модернизацию пенсионной системы, которая пройдет в два этапа - 2016-2020 годы и 2020-2030 годы. На это есть ряд причин. В частности, решено свернуть так называемую солидарную пенсионную систему, которая выплачивается гражданам с учетом трудового стажа, наработанного еще в советский период. Если сравнить среднюю пенсию тех, кто вышел на заслуженный отдых в 2014 году, с той, которую получают более ранние пенсионеры, то она на 14 процентов ниже. К тому же исследование, проведенное совместно с Всемирным банком, свидетельствует о том, что до 2020 года коэффициент замещения совокупной пенсии окажется ниже социально приемлемого, рекомендованного Международной организацией труда - 40 процентов от утраченного дохода. Поэтому чиновники пока не поздно, решили что-то менять. Теперь в процесс обеспечения старости будут включены три игрока - государство, работодатель и работник. На первом этапе с 1 июля 2017 года ожидается, что для более 2 миллионов состоявшихся пенсионеров будет проведен единовременный перерасчет базовой пенсионной выплаты. С учетом международного опыта начислять ее будут в зависимости от стажа и участия в пенсионной системе. Трудоголики станут получать значительно больше: так называемое первое поколение пенсионеров, это те, кто вышел на пенсию до 1998 года, при трудовом стаже 20 лет будут получать 70 процентов от величины прожиточного минимума, а те, кто имеют 35 лет стажа и более, - 100 процентов.
Второе новшество, которое заложено концепцией дальнейшей модернизации пенсионной системы до 2030 года, и в принятом законе касается обязательных пенсионных взносов в размере 5 процентов от заработной платы, отчисляемых работодателями. Сегодня государство выплачивает базовую пенсию, работники отчисляют 10 процентов от своей заработной платы, а вот работодатель никак не заботится о старости своих подчиненных. Это упущение чиновники решили исправить. Таким образом, пенсионные накопления жителей страны будут складываться из двух компонентов: действующей накопительной и условно накопительной систем. В отличие от накопительной системы, где работник отчисляет 10 процентов от своей заработной платы на индивидуальный пенсионный счет и получает пенсию до исчерпания этих средств, в условно накопительной взносы от работодателей фиксируются на счетах, деньги будут выплачиваться пожизненно, но не наследуются. Размер пенсии будет определяться исходя из накоплений и назначаться тем, кто не менее 5 лет участвует в системе.
Однако такой подход предприниматели считают недальновидным. Более того, он может разорить многие предприятия, поскольку станет очередной финансовой нагрузкой наряду с другими материальными обязательствами. На сегодня работодатель обеспечивает обязательные профессиональные пенсионные взносы работающих во вредных условиях труда в размере 5 процентов (на сегодняшний день составляют более 26 миллиардов тенге). А это более 4600 работодателей и свыше 338 тысяч работников. Кроме этого работодатель платит 5 процентов от заработной платы работника в счет социального страхования, а также доплачивает по риску беременности и родам разницу между выплатой из госфонда соцстрахования и сложившейся среднемесячной заработной платой в случае включения в коллективный договор таких обязательств. Закон по вопросам обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых обязанностей вменяет работодателю возмещать утраченный доход и ущерб здоровью при утрате профессиональной трудоспособности работником от 5 до 29 процентов. Также концепция обязательного медицинского страхования предполагает с 2017 года введение взносов работодателя на уровне пяти процентов от фонда оплаты труда. Существуют и другие обязательные налоговые платежи и сборы, которые работодатель обеспечивает в целях исполнения законодательства. Таким образом, внедрение условно накопительного компонента системы пенсионного обеспечения в буквальном смысле может “добить” некоторые предприятия, в том числе и крупные. Так, предприятия горно-металлургического комплекса Евразийской промышленной группы произвели расчеты предполагаемых затрат с введением нового обязательства. “Пенсия” “Арселор Миттал” обойдется почти в два миллиарда тенге в год, а ТНК Казхрому - в два миллиарда 119 миллионов тенге. При этом экономические показатели ENG отражают динамику снижения цен на основные виды продукции от 3 до 54 процентов за период с 2010 по 2015 год. И такая картина наблюдается на многих других предприятиях, особенно пищевой промышленности. Кроме этого даже многим крупным компаниям пришлось свернуть свои инвестиционные проекты, не говоря уже о том, что госзакупки уменьшились на 10 процентов. В таких условиях, считают предприниматели, нельзя нагружать бизнес дополнительными социальными обязательствами. Национальная палата предпринимателей вносила предложение о введении механизма вычета обязательных пенсионных взносов, однако правительство не поддержало, ссылаясь на то, что в денежном выражении это будет обременительно для республиканского бюджета. В правительственном прогнозе о возможных экономических, социальных и иных последствиях о введении новой финансовой нагрузки на работодателей ничего не говорится о негативных последствиях. При этом чиновники, ориентируясь на зарубежный опыт, приводят примеры того, что в Европе участие работодателя в пенсионном обеспечении не ниже девяти процентов. К примеру, в Швеции это 11 процентов, а в Италии - 18,9 процента. Актуарные расчеты по введению 5-процентных пенсионных отчислений работодателей, представленные Национальным банком, также опираются на европейские, которые и соответствуют западному уровню жизни, но никак не нашему. Что касается партнеров Казахстана по Единому экономическому пространству, то в России вычеты работодателя составляют 22 процента, в Белоруссии - 28 процентов. Причем по данным взносам нет никаких преференций. Для чиновников стало привычкой вводить те или иные законодательные нормы без системного анализа и учета совокупных финансовых затрат работодателя. При этом последние не скрывают, что еще одно бремя, которое ляжет на них, может грозить тем, что мы вернемся в лихие 90-е: работодатель уйдет в теневую экономику, на предприятиях начнутся массовые увольнения, сокращение социальных пакетов, заработной платы либо ее выдача в конвертах, а также реструктуризация.
Астана |