Ботагоз Омар
Антимонопольщики убеждены, что тарифы казахстанских авиаторов в два-три раза выше, чем у их российских конкурентов, по причине слабой маркетинговой работы. Разумеется, сами перевозчики все отрицают и в ответ жалуются на чрезмерное госрегулирование цен
Отечественные авиаперевозчики с текущего года просят вывести тарифы на пассажирские авиаперевозки из сферы государственного регулирования, жалуясь на то, что их российские конкуренты находятся в более выгодных условиях. Авиаторы считают, что из-за отсутствия возможности свободного определения цен на рынке их ждут колоссальные убытки и даже банкротство. Так, по мнению исполнительного директора по вопросам авиации Союза транспортников Казахстана KAZLOGISTICS Бахтияра Баденова, именно в результате чрезмерного государственного регулирования в 2013-2014 годах авиакомпания “Скат” была вынуждена закрыть 11 внутренних маршрутов, среди которых Шымкент - Усть-Каменогорск, Шымкент - Атырау. “Они не могли их подпитывать за счет других более доходных маршрутов, к которым, к примеру, относятся Астана - Алматы, Атырау - Астана, Атырау - Алматы”, - считает он. Б. Баденов подчеркнул, что в мировой практике госрегулирования тарифов авиакомпаний нет, антимонопольные органы лишь проводят постоянный мониторинг ключевых показателей и следят за тем, чтобы авиакомпаниями не применялась демпинговая политика, не было ценовых сговоров и не создавались искусственные препятствия для входа на рынок новым компаниям.
Однако министр по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Нурлан Алдабергенов с такой постановкой вопроса в корне не согласен. “Я считаю, что отменять госрегулирование ни в коем случае нельзя. Та система регулирования, которая в настоящее время действует в Казахстане в отношении авиаперевозок, должна сохраняться. Мы являемся патриотами своей страны, но мы не можем оставаться патриотами высоких цен”, - отметил министр в интервью “НП”. Антимонопольщик убежден, что в первую очередь авиаторам необходимо усилить маркетинговую работу. Такой вывод ЕЭК был сделан после проведения специальных исследований. “Например, мы обратили внимание на то, что когда трансграничному населению Костаная необходимо полететь в Москву, они чаще всего платят 3-5 тысяч тенге до Челябинска и летят оттуда, потому что там стоимость билетов вдвое дешевле”, - отметил Нурлан Алдабергенов. Именно по причине дороговизны билетов многие маршруты были потеряны для казахстанских авиакомпаний, среди которых Минск - Костанай. По словам министра, 25 июня в Бресте состоится совещание антимонопольных органов, на котором предполагается одобрение списков трансграничных рынков по авиаперевозкам. “В рамках союза будет рассматриваться 25-30 направлений. Кроме того, мы намерены провести ряд видеоконференций, в ходе которых будут определены сроки, необходимые для того, чтобы авиаторы скорректировали свою ценовую политику. Если она и по истечении этого срока не будет отвечать нашим требованиям - к примеру, мы будем усматривать признаки нарушения, тогда трансграничной комиссией совместно с национальными антимонопольными органами стран ЕАЭС будут проведены расследования”, - отметил Нурлан Алдабергенов. Напомним, что между казахстанскими и российскими авиакомпаниями есть прямая конкуренция по трансграничным маршрутам стран «тройки». В таких направлениях, как Алматы - Санкт-Петербург и Астана - Санкт-Петербург, Астана - Москва и Караганда - Москва, “Эйр Астана” ведет упорную борьбу за клиента с компаниями “Аэрофлот” и ОАО “Авиакомпания Россия”. Разумеется, казахстанские авиаперевозчики жалуются на неравные условия, в которые они поставлены по сравнению с их российскими конкурентами. Так, российские компании получают роялти (своего рода субсидию) за пролет иностранных авиаперевозчиков по транссибирским маршрутам воздушного пространства России. Причем эти суммы в год достигают 400-500 миллионов долларов США. Столь солидные деньги позволяют российским компаниям беспрепятственно пополнять свой авиапарк современными воздушными судами западного производства (как результат - в авиапарке “Аэрофлота” имеется 146 воздушных судов и оформлен заказ на поставку еще 44 самолетов), расширять маршрутную сеть полетов и при необходимости вести демпинговую политику ценообразования в отношении других авиаперевозчиков в рамках Единого экономического пространства. Однако, по мнению Нурлана Алдабергенова, под роялти попадает в основном немецкая компания Lufthansa. “Как только роялти уберут, это будет способствовать укреплению не казахстанской или российской компании, а укреплению европейских авиаперевозчиков. Они станут еще более конкурентоспособными. Впрочем, у них и сегодня цены значительно ниже, чем у нас”, - заключил он.
Астана |