|
Айгуль Жилкишина
Как получить бесплатное образование в современном мире, где господствуют рыночные отношения? Как ни покажется странным, возможностей достаточно. Это, разумеется, и рвение к наукам, и широкий кругозор, и интеллектуальная активность. А также осведомленность - где, когда и в какое время. Каждый, кто стремится к знаниям, обязан знать - где-то есть руководитель, который ищет способных сотрудников. Где-то живет меценат, который жизнь свою посвятил тому, чтобы поддерживать юных талантов в самом начале их пути. И самое простое - всюду есть посредники между университетами и жаждущими получить знания, которые за каждую удачную находку получают свой процент
|
Как известно, для учебы в вузе выплачиваются стипендии, гранты или частные сбережения. Разница между грантом и стипендией в том, что стипендию, как правило, выплачивают ежемесячно, а не всю сумму сразу. В 2010 году один грант стоил государству около 300 тысяч, в 2014-м - 635-650 тысяч (в зависимости от специальности) на один год. В Казахстане Закон о государственных грантах на обучение подписали в ноябре 1999 года, и на эти цели правительство ежегодно выделяет более 30 тысяч грантов. Какой процент студентов получает гранты? По данным МОН 2015 года, около 70 процентов выпускников казахстанских школ поступают учиться на платные отделения вузов.
В 2014-м в стране около 70 тысяч выпускников поступало в вузы. МОН выделило на очное обучение 34 165 грантов, на которые можно было поступить в 70 вузов Казахстана (из 130). В 2010 году из 610 тысяч всех студентов около 130-140 тысяч обучались за счет грантов. Тогда президент Ассоциации высших учебных заведений РК Рахман Алшанов прогнозировал, что существующее соотношение платного и бесплатного образования, по всей видимости, сохранится. Идея казахстанской системы грантов - сохранение плана набора студентов, в том числе и за счет сельской квоты. Государство решает социальный вопрос, помогая выходцам из села адаптироваться в городе и получить образование. Возможно, таким путем Казахстан будет превращаться в индустриальную страну. Поэтому государство тратит определенную сумму для сельской молодежи, чтобы четыре года сельчане социализировались в городе. К примеру, 45 вузов Алматы ежегодно выпускают 43 тысячи дипломированных специалистов, из них 27 процентов - алматинцы, а 73 процента - приезжие. После окончания учебы лишь треть из них возвращаются в родные места. А две трети (28 тысяч) оседают в городе, вливаясь позже в поток трудоспособного населения.
От плановой до рыночной Нужна ли нашей стране система грантов? При нынешней ситуации она однозначно нужна. Причем от нее не отказываются и развитые страны - поддерживать таланты считали благоразумным во все времена. Можно утверждать, что сложившаяся (или складывающаяся) система государственных грантов происходит со времен СССР (как в России и других странах постсоветского пространства). Однако раньше отбирались наиболее достойные абитуриенты. В 1970-80-х годах в вузы поступала примерно треть выпускников школ, что позволяло регламентировать количество специалистов с высшим образованием. Хорошо ли, плохо ли, но переизбытка их не наблюдалось, как и дефицита представителей рабочих профессий. К примеру, в 1986-м в Казахской ССР в вузах обучались 274,9 тысячи студентов, или 172 студента на десять тысяч населения. По всему Союзу этот показатель равнялся 182, что было больше, чем в ФРГ и Франции, но меньше, чем в США. Кроме примерного фиксированного набора студентов количество вузов не менялось так драматически, как мы это наблюдаем в последние годы. Но это побочные явления становления нашей системы образования. К началу 1980-х в Казахстане было 55 вузов, а на рубеже веков - свыше 200 вузов. Обучались в них до 780 тысяч студентов - почти втрое больше, чем в советское время. В то же время количество учащихся колледжей (бывшие техникумы) и профессиональных лицеев (бывшие ПТУ) сократилось примерно во столько же раз. В 2013 году начался процесс оптимизации вузов, хотя проект изначально столкнулся с мощным сопротивлением. По-человечески это вполне понятно - существующие университеты хотели набирать как можно больше студентов, и сдерживал их аппетиты только проходной балл по итогам ЕНТ. Но в плане государственных интересов (престиж высшего образования) это неприемлемо. Потому что далеко не все учебные заведения несут ответственность за качество обучения и за трудоустройство своих выпускников. И все же процесс со скрипом пошел. Хотя и сейчас количество высших учебных заведений избыточно: на начало 2013-го в Казахстане насчитывалось 139 вузов, в которых обучалось 571,2 тысячи студентов, или 342 на десять тысяч населения. О вузах: их число все же снижается, хотелось бы надеяться, что это скажется на качестве обучения. В 2014-м их было 130, в этом году - 127. Скоро их станет еще меньше, так как три крупных аграрных университета объединятся в единый научный образовательный центр. Делается это для того, чтобы сельское хозяйство перешло в разряд высокотехнологичных отраслей, что касается и нашей промышленности. А для этого нужно, в первую очередь, повысить ценность диплома.
Такая проблема стоит не только перед нами, девальвация высшего образования беспокоит экспертов в других странах пространства СНГ. К примеру, в Кыргызстане количество вузов за двадцать лет возросло с 9 до 54, а число студентов на десять тысяч населения достигло 425. Аналогичная ситуация и в России. Жесткого отбора абитуриентов при поступлении в вузы, как это было 20-30 лет назад, уже нет. А растущей год от года армии студентов нужно больше преподавателей. В 90-е годы многие способные кадры ушли в бизнес или уехали в дальнее зарубежье, что также сказалось на качестве преподавательского состава.
Лучше меньше, да лучше Оптимальное количество вузов и студентов должно определиться потребностями социально-экономического роста Казахстана. Сколько нужно молодых специалистов тому или иному предприятию в обозримом будущем - это не только не тайна, это стратегия развития производства, организации. И тем не менее не все так просто. По словам президента Ассоциации высших учебных заведений РК Рахмана Алшанова, вузам рентабельно готовить кадры при большом наборе, а не специалистов узкого профиля. Кроме того, “сегодня предприятия самостоятельно определяют свой бюджет и кадровую политику. Когда мы просим дать заказ на специалистов заранее, никто не может его определить. В таких условиях подготовка адекватных кадров становится проблематичной”. Что мы имеем в результате? По данным одного рекрутингового агентства, не по специальности работает каждый второй казахстанец, а каждому четвертому наличие диплома не помогло при трудоустройстве.
Денежный вопрос Перепроизводства кадров по одним специальностям и дефицита по другим можно избежать, если составить планы набора в вузы. Регулируется количество студентов следующими инструментами: 1. Система образовательных грантов. 2. Рейтинги вузов: лучшие из них получат возможность набирать больший контингент. 3. ЕНТ. Путем изменения проходного балла (к примеру, усложнения тестовых заданий) можно регулировать количество студентов по специальностям. Кстати, план набора существует и в странах развитого капитализма. Инструменты номер один и два у них совпадают в нашими. А третий - высота платы за обучение. Теперь отдельно о нашем третьем инструменте. ЕНТ вполне обоснованно заслуживает критики. Логика и анализ, несомненно, принесут больше пользы школьникам, чем заучивание и зубрежка. Но если бы сейчас абитуриенты сдавали экзамены учителям по советской системе, то при нынешней зашкаливающей коррупциогенной ситуации многое решалось бы только при помощи денег и блата. Сокращение количества вузов постепенно приводит к увеличению платы за обучение. Для этого и существуют государственные образовательные гранты, которые помогут талантливой молодежи из семей со скромным достатком. Помимо государственных грантов студентам выделяются гранты вузов. Существуют также вакантные гранты, высвобождающиеся во время учебного года - их присуждают студентам платных отделений на конкурсной основе. Кроме того, можно воспользоваться студенческим кредитом, при котором гарантом кредитов за студентов выступает Финансовый центр. Свои гранты выделяют акиматы, а в 2010 году около 10 тысяч грантов выделили частные компании. Кстати, привлечь (на добровольной основе) к финансированию высшего образования работодателей было бы самым логичным решением вопроса. Разумеется, у нас есть и благотворительные фонды, поддерживающие одаренных школьников, студентов и молодых исследователей. Как уже упоминалось, гранты и стипендии благотворительных фондов в западном образовании регулируют количество студентов. Например, в Германии и Франции обучение в государственных вузах бесплатное. Немецким студентам нужно платить за пользование библиотекой и за прочие расходы от 330 евро в месяц. Во Франции - 180 евро за бакалавриат и 250 - за магистратуру. Исключение составляют так называемые Grande Ecole, где учится элита Франции. В государственных Grande Ecole плата за обучение составляет от 800 до 5000 евро, в частных - еще дороже. В Испании ежегодно выделяются достаточно большие суммы для покрытия стипендий студентам испанских вузов. Самые престижные бизнес-школы или частные вузы, стоимость учебы в которых является довольно-таки дорогим удовольствием, дают возможность сразу при поступлении подавать документы на различные гранты и на так называемые студенческие скидки, что покрывает 75 процентов стоимости учебных программ. Другими источниками финансирования учебы являются различные министерства провинций. Существуют еще программы студенческой мобильности, а также различные международные организации, фонды, научно-исследовательские институты, а также банки.
“Учиться бизнесу надо там, где он делается” Многие эксперты полагают, что на данный момент лучшее место для этого - Азия. На рынке бизнес-образования в последние 10 лет азиатские вузы отвоевывают позиции у американцев. Если в 2004 году в топ-50 рейтинга программ full-time MBA Financial Times не было ни одной азиатской программы, то в 2014 году их стало 16 процентов. Доля американских программ снизилась в нем с 76 до 52 процентов. Сейчас науку в Южной Корее или Гонконге делают корейцы или китайцы, получившие степень PhD на Западе и вернувшие международные стандарты на родину. Обучение в азиатских вузах не просто стоит дешевле, чем в западных: во многих странах правительство выделяет стипендии и гранты. Например, в малайзийском кампусе университета Ноттингема бакалаврские программы для иностранцев стоят от 5000 до 8400 фунтов стерлингов, тогда как в Великобритании - от 12 110 до 17 340. Но есть разные азиатские страны, с одной стороны - Индия, Малайзия, Таиланд, отчасти Китай, где жизнь и учеба намного дешевле, чем в Европе и США. С другой, есть дорогие Сингапур, Гонконг и Корея, и сэкономить на MBA в этих странах намного сложнее - год учебы в Национальном университете Сингапура стоит чуть больше 46 000 долларов США, тогда как в Гарвардской бизнес-школе - 59 000. В Китае официально действует система “отучился в городе и назад в село”. Хотя в 90-е годы в Китае появилась “временная регистрация”, но она не дает социальных благ - бесплатного обучения. Все университеты в Китае являются государственными. В 450 университетах из 2000 обучаются студенты из других стран, их численность составляет примерно 200 тысяч. Можно обучаться и без вступительных экзаменов, но обучение в среднем на один год обойдется в две тысячи долларов помимо расходов на проживание. При окончании университета бывший студент получает диплом, гарантирующий трудоустройство на китайских предприятиях, ведь у этой страны с каждым годом прибавляется число предприятий - партнеров во всем мире, которым необходимы новые кадры. В топ-200 университетов уже входят многие китайские высшие учебные заведения, это хорошо говорит о качестве образования Китая. Это объясняется тем, что государство стремится к мировому лидерству в различных отраслях современной экономики, поэтому китайцы дают своим студентам самые передовые опыт, владения и знания.
В США и Великобритании обучение платное и достаточно дорогое. На сегодня в структуру высшего образования США входит свыше 3600 учебных заведений, в числе которых около 160 университетов, почти 2000 колледжей с четырехгодичной программой обучения, а также около 1500 двухгодичных колледжей и технических училищ. Наиболее престижной в мире является группа из восьми университетов, объединенных в Лигу плюща (Ivy League). Здесь самая высокая в стране плата за обучение и самые жесткие требования к поступающим. В эту почетную группу входят Brown University, Columbia University, Cornell University, Dartmouth University, Harvard University, University of Pennsylvania, Princeton University и Yale University. Стоимость обучения в вузах США зависит от статуса (государственный или частный, колледж или университет), его престижа, конкретного факультета. “Вилка” составляет 7 - 33 тысячи долларов. Наименее высокие цены - в государственных колледжах и университетах: в первых год обучения может стоить в среднем от семи тысяч, во вторых - 9 - 10 тысяч, а в престижных Стэнфорде или Гарварде - от 30 тысяч (и до 75 тысяч). Технические специальности, подразумевающие пользование дорогостоящим лабораторным оборудованием, обходятся дороже, чем гуманитарные. Самые дорогие - медицинские специальности. При всей дороговизне высшего образования за океаном американцы выделяют достаточно много стипендий для студентов. Например, программа Фулбрайта является одной из самых престижных наградных программ в мире среди подобных, она работает более чем в 155 странах, в 50 из которых функционируют специальные комиссии, руководящие программой. Наконец, в каждом американском университете действует собственная стипендиальная программа. Например, The Cooper Union - очень престижный частный университет в Нью-Йорке, поступить в который очень сложно, учатся там всего лишь 1000 студентов. Учеба стоит 35 000 долларов в год, и университет полностью оплачивает эти затраты. Стоимость образования в Великобритании достаточно высока, но многие колледжи и университеты предлагают собственные стипендиальные программы для студентов. На обучение студенту может выделяться или фиксированная сумма (ее размер определяет каждое учебное заведение отдельно, в зависимости от выбранной программы) или стипендия, позволяющая погасить от 50 до 100 процентов стоимости обучения. Число одних стипендий может быть ограничено, другие доступны всем кандидатам, соответствующим требованиям этого вуза. Некоторые стипендии выплачиваются только на определенных программах в течение фиксированного периода времен, существуют и тематические стипендии, например, спортивные. К примеру, в 2015/16 году University of Edinburgh предлагает следующие стипендии: 15 стипендий по 2000 фунтов стерлингов для иностранных студентов уровня Undergraduate, 40 стипендий в размере от 3000 до 5000 для иностранных студентов магистратуры, 30 стипендий Global Research - возмещение разницы между стоимостью обучения иностранных и британских студентов. При King’s College London действует престижная Школа права. Студенты этой школы являются участниками крупнейшей в Европе стипендиальной программы в области права. В 2015/16 году организаторы планируют увеличить количество стипендий по сравнению с предыдущими годами: до 10 стипендий по 36 000 фунтов стерлингов каждая, до 15 стипендий по 27 000 фунтов стерлингов каждая, до 50 стипендий по 18 000 фунтов стерлингов каждая. В России также широко распространена система государственных грантов. Существуют гранты российского правительства, гранты для исследователей, в том числе студентов. Россияне просто изучили западную практику, несколько модифицировали ее и широко распространили. |