Ботагоз Омар Отечественные авиаперевозчики просят вывести тарифы на пассажирские авиаперевозки из сферы государственного регулирования, жалуясь на то, что их российские конкуренты находятся в более выгодных условиях. Вопросом, почему тарифы на перелет в нашей стране в два, а то и три раза выше, чем в других странах ЕАЭС, заинтересовались антимонопольные органы
Между казахстанскими и российскими авиакомпаниями есть прямая конкуренция по трансграничным маршрутам стран тройки. В таких направлениях, как Алматы - Санкт-Петербург и Астана - Санкт-Петербург, Астана - Москва и Караганда - Москва “Эйр Астана” ведет упорную борьбу за клиента с компаниями “Аэрофлот” и ОАО “Авиакомпания Россия”.
Но ценовой сегмент отечественных компаний очень сильно отличается от российских в пользу последних. В ходе совещания по вопросам антимонопольного регулирования министр по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Нурлан Алдабергенов обратил внимание на 200-300-процентную разницу стоимости авиабилетов. Однако национальный авиаперевозчик жалуется на неравные условия, в которые они поставлены по сравнению с их российскими конкурентами. Так, казахстанский оператор жалуется на то, что российские компании получают роялти (своего рода субсидию) за пролет иностранных авиаперевозчиков по транссибирским маршрутам воздушного пространства России. Причем эти суммы в год достигают 400-500 миллионов долларов США. Столь солидная сумма позволяет российским компаниям беспрепятственно пополнять свой авиапарк современными воздушными судами западного производства (как результат - в авиапарке “Аэрофлота” имеется 146 воздушных судов, оформлен заказ на поставку еще 44 самолетов), расширять маршрутную сеть полетов и при необходимости вести демпинговую политику ценообразования в отношении других авиаперевозчиков в рамках Единого экономического пространства. Одновременно с этим в России действует федеральная система субсидирования, направленная на развитие пассажирских перевозок. В результате по многим маршрутам стоимость авиабилетов в РФ почти сравнялась с железнодорожными. В соответствии с Законом “О естественных монополиях и регулируемых рынках” сфера гражданской авиации подпадает под государственное регулирование цен. То есть в Казахстане определяются предельные тарифы, выше которых компания осуществлять свои услуги не может. Отвечая на запрос “НП”, в комитете по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики РК сообщили, что в настоящее время комитетом изучаются предложения авиакомпаний о выведении тарифов на пассажирские авиаперевозки из сферы госрегулирования, в том числе рассматривается международный опыт ценового госрегулирования рынка авиаперевозок. “К примеру, в России тарифы на пассажирские авиаперевозки не регулируются государством. Деятельность авиакомпаний регулируется только в рамках антимонопольного законодательства”, - поясняется в письме комитета. Складывается парадоксальная ситуация: в сегодняшних реалиях, когда стоимость авиабилетов отечественных компаний на порядок выше российских, казахстанские операторы настаивают на том, чтобы государство вышло из сферы регулирования тарифов на авиабилеты. То есть предоставило им самим возможность определять ценовую политику. Следовательно, по тем маршрутам, по которым у казахстанских авиаперевозчиков есть конкуренты, они будут стремиться к снижению цен, а в тех направлениях, в которых они являются монополистами, стоимость авиауслуг станет на порядок выше. (Именно на такой гибкости и настаивают отечественные операторы.) Можно много говорить о транссибирских маршрутах, проложенных еще в прошлом веке и выгодно используемых в РФ ввиду географического расположения. Как известно, этот коридор позволяет преодолевать путь из Европы в Азию по самому короткому маршруту. В случае отказа от уплаты вышеуказанного роялти маршрут для тех же европейских и китайских авиаперевозчиков увеличится на четыре тысячи километров, в результате чего они рискуют не только понести большие убытки, но и потерять часть рынка. Против таких мер Казахстан не может предложить своих вариантов. Судя по ответу антимонопольного органа на официальный запрос “НП”, не стоят и вопросы субсидирования авиаотрасли, хотя по сравнению с конкурентами по ЕАЭС емкость рынка в Казахстане в десятки раз меньше. (Да, определенные маршруты внутри нашей страны субсидируются ввиду социальной значимости, но в них государство лишь покрывает основные расходы авиаперевозчиков. Если верить расчетам авиаперевозчиков, коммерческая выгода здесь если и извлекается, то самая минимальная.) Тем не менее проблем отрасли это не снимает. Во всем мире сильными являются только те предприятия, которые отстаивают свои интересы в рамках справедливой конкурентной борьбы. Монополисты, привыкшие к высокой марже при приложении минимальных усилий, как правило, намерены выиграть “спор” лишь с завышением ценовой планки, не особо стараясь угодить тем клиентам, которые однажды решили воспользоваться их услугами. Если казахстанские авиаперевозчики не могут отстоять своего клиента в рамках ЕАЭС, то о какой конкурентоспособности рынка можно вести речь при вступлении нашей страны во Всемирную торговую организацию?
Астана |