|
Ольга Шишанова Комитет Государственной думы РФ по науке и наукоемким технологиям считает, что причиной падения ракеты-носителя “Протон-М”, которая стартовала с космодрома Байконур 16 мая, могла быть диверсия
О том, что произошло при выходе “Протона” с разгонным блоком “Бриз-М” и мексиканским спутником “МекСат-1” на орбиту, сегодня продолжают высказываться самые разные предположения, хотя Роскосмос практически сразу же после случившегося назначил госкомиссию, которая первым делом приостановила запуск всех ракет-носителей этого класса до выяснения причин. По мнению специалистов, расследование может затянуться на пару месяцев, тем более стало известно, что запуск “Протона” с мексиканским спутником был запланирован еще на 29 апреля, но его пришлось отложить, так как неожиданно “заказчику, изготовившему аппарат компании Boeing, потребовалось дополнительное время для проверки бортовой аппаратуры”. Однако это не помогло избежать аварийной ситуации, в ходе которой за минуту до планового разъединения головной части с третьей ступенью ракеты “Протон-М” случилось нечто непонятное. Специалисты Роскосмоса утверждают, что ущерба окружающей среде при этом нанесено не было, все, в том числе и приблизительно 10 тонн высокотоксичного гептила, который используется в качестве основного компонента топлива, сгорело в плотных слоях атмосферы над Забайкальским краем. Однако, по другим данным, ядовитое топливо очень даже могло попасть в атмосферу. Это не первая аварийная ситуация, которая возникает с ракетами-носителями такого класса с первого их момента запуска в 2001 году, что дало повод Госдуме заподозрить неслучайность произошедшего. По мнению вице-премьера Дмитрия Рогозина, которым он поделился в ходе недавнего пленарного заседания ГД, “эта авария удивительно совпадает с авариями 1988 и 2014 годов”, причиной которых как тогда, так и сейчас могла являться “старая конструктивная болезнь двигателей ракеты-носителя”. Госкомиссия до причин случившегося докопаться так и не смогла, а сегодня к прежним “непоняткам” может добавиться не только нарушение технологий, но и системный кризис в российской космической отрасли, которая подвергается уже пятой реорганизации по счету. А также низкая зарплата специалистов. А еще - некачественная и невнимательная сборка блоков ракеты-носителя “Протон-М” из-за недостаточной квалификации того самого персонала. Между тем некоторые депутаты Госдумы и вовсе полагают, что причиной падения “Протона-М” могла быть только диверсия. По их мнению, несколько лет практически все запуски были успешными, а сегодня происходит две аварии подряд двух разных ракет накануне реформы ракетно-космической отрасли. “Президент вносит в ГД законопроект о создании госкорпорации “Роскосмос”, и сразу падают две совершенно разные ракеты. Здесь надо, в первую очередь, работать органам госбезопасности и искать причину или вне страны, или внутри отрасли, но именно с точки зрения технической диверсии. Так просто не бывает”, - считают депутаты. Кстати, один запуск такой ракеты-носителя обходится государству в 70 миллионов долларов, что дало повод Роскосмосу заговорить о замене “Протона-М”, наряду с устаревающими технологиями, тяжелой ракетой “Ангара-А5”, разработчиком которой является Государственный космический научно-производственный центр имени М. Хруничева (ГКНПЦ). Пока же, согласно данным Роскосмоса, с производства ракета-носитель “Протон-М” снята не будет и может быть использована для запусков предположительно вплоть до 2025 года.
Справка “НП” Первый запуск ракеты-носителя “Протон-М” был осуществлен в апреле 2001 года, с тех пор всего был произведен 91 запуск, из которых пять - внештатных, пять аварийных, и только 81 оказался удачным. Все запуски были осуществлены с космодрома Байконур. В феврале 2006 года произошел первый внештатный запуск этой ракеты-носителя, когда “Протон-М” не смог вывести на расчетную орбиту телекоммуникационный спутник Саудовской Аравии ArabSat-4A. В случившемся винили попадание посторонних частиц в гидротурбину и разрушение подшипника в турбонасосном агрегате двигателя. Через год, в 2007 году, при запуске японского телекоммуникационного JCSat-11 происходит авария - на 135-й секунде полета преждевременно выключаются двигатели второй ступени, которые вместе с третьей ступенью упали всего лишь в 50 километрах к юго-западу от Жезказгана. В тот раз России пришлось возместить Казахстану экологический ущерб в размере 2,5 миллиона долларов. Через два года “Протон-М” не смог вывести на расчетную орбиту американский спутник связи АМС-14 из-за разрушения трубопровода подачи генераторного газа в турбонасосный агрегат двигателя. Очередной аварией завершился запуск “Протона-М” с тремя навигационными спутниками “Глонасс-М” и в 2010 году. Тогда из-за ошибки в расчетах количества жидкого кислорода и ракета, и космические аппараты, и разгонный блок рухнули в Тихий океан. Затем аварийные ситуации стали происходить с пугающей регулярностью. В 2011 году “Протон-М” не смог вывести на расчетную орбиту из-за сбоя в работе разгонного блока спутник связи “Экспресс-АМ4”. В итоге его пришлось вывести с орбиты и затопить в Тихом океане, что не могло не нанести вреда экологии. В 2012 году ракете-носителю не удалось вывести на заданные орбиты два спутника связи - российский “Экспресс-МД2” и индонезийский Telkom-3. Роскосмосу пришлось официально признать утрату космических аппаратов. В этом же году произошла еще одна внештатная ситуация при выведении на орбиту “Протоном-М” спутника связи “Ямал-402”. В июле 2013 года снова случилась авария при запуске ракеты-носителя, в результате чего были утеряны три навигационных спутника “Глонасс-М”. Причиной послужил человеческий фактор - неправильная установка трех из шести датчиков угловых скоростей. А ракета вместе с космическими аппаратами упала всего в 2,5 километра от места старта. И, наконец, год назад, 16 мая 2014 года, произошел аварийный запуск “Протона-М”, в результате чего был утерян спутник связи “Экспресс-АМ4Р”. Согласно официальному заключению, причиной снова послужил человеческий фактор, все составные части, а также компоненты топлива сгорели в плотных слоях атмосферы.
Астана |