ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ ИЗ МЮЗИКЛА Горячие новости / Мир

Константин Маскаев, Алан Байтенов
В конце этой недели завершено расследование по беспрецедентному знаменитому теракту в центральном театре на Дубровке в Москве. Документы передадут в суд уже в конце мая.
Напомним, что театр был захвачен 23 октября 2002 года во время спектакля “Норд-Ост” - 42 террориста на протяжении трех дней удерживали 922 заложника. В результате спецоперации 135 человек погибли.
Искусство и красота требуют жертв. Во имя искусства. Спектакль, о котором пойдет речь, сам стал жертвой. Но вначале многочисленными жертвами оказались те, кто пришел в театр. Триумфальное шествие первого масштабного российского мюзикла оборвалось, едва начавшись. Вспомним, как поднялся на сцену мюзикл “Норд-Ост”. И как обстоятельства сделали его синонимом несценической трагедии

 

Хасана Закаева, одного из предполагаемых организаторов теракта, задержали летом 2014 года. По словам адвоката Трунова, обвиняемый частично признал свою вину: “Он признал, что привозил в Москву взрывчатку и оружие, однако говорит, что не знал, для чего это делается. Между тем он не отрицал, что тесно общался с организаторами теракта”.
Напомним, что главный организатор теракта - Шамиль Басаев - был убит в Ингушетии в июле 2004 года. Мовсар Бараев, который руководил терактом, убит в результате штурма театра. Еще один организатор - Герихан Дудаев - находится в международном розыске.
В результате операции более сотни погибших заложников. Но операция все равно признана успешной - договориться с преступниками было невозможно. Требования остановить войну в Чечне и вывести Федеральные войска в кратчайшие сроки - невыполнимо. Как физически, так и по политическим мотивам.
Как отмечают независимые эксперты, операция прошла по классическому сценарию - выиграть как можно больше времени для четкого планирования плана захвата и уничтожения всех террористов.

 

Жизнь - театр,
и люди в нем -
заложники
А начиналось все в середине 90-х. Когда один из участников творческого тандема “ИваСи” Алексей Иващенко увидел на Бродвее мюзикл Les Miserables по “Отверженным” Гюго. К тому времени это был серьезный “долгожитель” среди мюзиклов, только в Лондоне он уже шел 27-й год в ежедневном режиме. Иващенко зацепило новое для него воплощение музкультуры. Вернувшись в Москву, он, по собственному признанию, буквально “сбил с панталыку” своего творческого собрата Георгия Васильева призывом все бросить и заняться музыкальным театром.
Но с “Miserables в Москве” не заладилось. Подготовительный период, который длился уже почти год, пришлось свернуть из-за финансовых условий лицензии. Но идея не давала покоя, и тогда тандем решил воплотить в мюзикле “Двух капитанов” Каверина. К октябрю 1998 года были готовы первые две сцены. И все, кто знакомился с текстом, спрашивал: а что там дальше? Сами авторы поверили в идею и ушли в работу на два с половиной года, не писали других песен и почти не выступали с концертами. К весне 2001 года мюзикл был готов на бумаге. Одновременно Георгий Васильев и Алексей Иващенко стажировались в компании Кэмерона Макинтоша, которому современная культура обязана постановками хитов музыкального театра Les Miserables, “Кошки”, “Призрак оперы”.
Была уверенность, что подобная яркая судьба уготована первому российскому мюзиклу такого уровня.
Впервые в России специально под один-единственный спектакль отдали и реконструировали целый театр - типовой московский дом культуры, получивший известность как Театральный центр на Дубровке. Даже масштабные декорации вбетонировали в фундамент здания, что делало его театром одного спектакля!
Одного, но грандиозного! Западный принцип “Действо должно быть сверхзрелищным” воплотили в России. Огромные подвижные декорации завораживали. Было ощущение, что на сцену садится бомбардировщик, поворотный круг сцены вскрывался ледяными торосами, в центре сцены возникал нос шхуны, нашедшей свой последний причал в арктических водах. И, понятно, безупречное актерское воплощение пронзительного романа Вениамина Каверина “Два капитана” о любви, в которой, как в капле воды, преломилась история великой страны и великих открытий.
Премьера состоялась 19 октября 2001 года. И с этого дня “Норд-Ост” шел ежедневно - подобно календарной сетке бродвейских шоу. И всегда при полных залах. Предполагалось, что спектакль будет идти в Москве не менее трех лет.
Пресса не скупилась на восторги: родился русский мюзикл! “Норд-Ост” ввел нас в век русского мюзикла. И так далее. И без натяжек и авансов. Уровень действа по одной из лучших русских романтических книг ХХ века оказался и вправду очень высок. Богатая музыкальная драматургия, построенная не на одном, как в мюзиклах Ллойда Уэббера, а на примерно двадцати хитах-лейтмотивах на музыку Иващенко и Васильева. Хореография, от задора которой зрителей самих манило пуститься в пляс. Одни только танцы на лыжах, придуманные хореографом Еленой Богданович, приводили в восторг! И фантастические декорации Зиновия Марголина, которые переносили с берега суровой Северной Двины в колоритную трамвайную Москву 1920-х, оттуда - на ледяной Север, где торосы выстраивались в контур, напоминающий о погибшей в начале сюжета шхуне “Святая Мария”... И сумасшедшая по драйву и слаженности работа всех актеров - и детей, и взрослых.
Увы, русский мюзикл родился, но его столетие, как известно, не наступило. Через год и четыре дня после премьеры, 23 октября 2002 года, начинался “теракт в прямом эфире”.
Обычный вечер среды. На мюзикл продали 711 билетов. Возможно, не все пришли. Но были и те, кто пришел по пригласительным билетам и контрамаркам. Около 60 актеров. И столько же технических работников.
За кулисами готовились в 303-й раз дать “Норд-Ост”. К Театральному центру на Дубровке подъехали три машины, в которых находились вооруженные до зубов люди, 42 человека. До десятка женщин, прибывших с ними, заняли места, словно обычные зрители. Зал полон, вот-вот дрогнет занавес и начнется невиданное доселе на российской сцене зрелище.
Террористы проявили себя с началом второго акта. Для них это кульминация нескольких недель подготовки захвата большого количества людей в заложники. Чеченская война пришла в центр Москвы.
В это время в мизансцене только мужчины-артисты. По сюжету все они в зеленой форме военных летчиков. Поэтому, когда из левой кулисы на сцене появился еще один человек в камуфляже, никто не понял, что с этой секунды все пойдет уже по другому сценарию. Человек в маске начал стрелять вверх. Вышли еще люди с оружием и согнали артистов со сцены. Зрители еще не поняли. Зрители были уверены, что это какая-то режиссерская новация. Но один из боевиков вдруг ударил артиста прикладом по голове. Наступила тишина. Зал заполнило осознание беды.
922 заложника. 42 чеченских боевика под предводительством Мовсара Бараева. Все были готовы умереть. Двадцать женщин в составе этой группы распределились по залу и продемонстрировали пояса со взрывчаткой. Они также были вооружены пистолетами ПМ. Мужчины минировали зал: середину, балкон и колонны. Бараев со сцены сказал, что все, кто находится в театре - заложники. Террорист объявил цель: остановить войну в Чечне. Началась осада и противостояние между чеченскими боевиками и правительством Российской Федерации.

 

Осенний вечер
Сегодня мы попытаемся вспомнить ту среду 23 октября 2002 года и расскажем подробно о трех днях ужаса, что пришлось испытать заложникам. Почти все билеты были проданы - да, не полный аншлаг, но в зале практически не было свободных мест.
Примерно в 22 часа к зданию театра на Дубровке начали стягиваться усиленные наряды милиции, появились ОМОН и СОБР. Тут же просочилась информация, что театр захватила группа чеченских боевиков под руководством Мовсара Бараева. К тому же стало известно, что среди террористов есть и женщины.
Требования пока не выдвинули. Однако террористы заявили - у них нет претензий к иностранцам, их обещают отпустить. В это время официальная власть начала подготовку - прошли непубличные совещания и создали штаб. Террористы разрешают некоторым зрителям связаться со своими родными и сообщить о случившемся. А также о том, что они будут убивать по 10 заложников за каждого убитого или раненого боевика.
К террористам зашел Константин Васильев, подполковник российской армии. Васильев в форме. Он предложил себя в обмен на свободу детей-заложников. Однако захватчики не поверили, что Васильев пришел просить по личной инициативе - позже, 26 октября 2002 года, его тело было найдено с шестью пулевыми отверстиями. Подполковник Васильев награжден орденом Мужества посмертно.
Около 23 часов к зданию начала стягиваться военная техника. Поступило сообщение, что удалось сбежать пяти актерам. Позже сбежали из театра еще семь человек, что сумели укрыться в техническом помещении. Это представители технической группы мюзикла.

 

 

Четверг, 

24 октября
2002 года
Ровно в полночь здание заблокировали. Террористы отпустили 15 детей и еще несколько десятков человек. Это часть женщин, иностранцы и мусульмане.
Примерно через полчаса начались переговоры, стало известно о требованиях террористов - остановить войну в Чечне.
Около двух часов по Москве на связь с преступниками вышел депутат от Чечни Асламбек Аслаханов. Однако связь резко прервалась - договоренностей достигнуто не было. Между тем спустя примерно два часа захватчики освободили двух детей школьного возраста.
Примерно еще через два часа в театре появилась Ольга Романова, просто женщина, живущая по соседству. Она действовала также по собственной инициативе, хотела уговорить террористов не причинять людям боли. Как говорят очевидцы, разговора с Мовсаром Бараевым у нее не получилось. Итог - ее вывели в коридор и расстреляли из автомата.
Около полудня террористы выдвинули новое требование - в переговорах обязательно должны участвовать журналист Анна Политковская и политики Ирина Хакамада и Григорий Явлинский.
Спустя час в здание театра вошел Иосиф Кобзон, депутат Госдумы. Буквально через полчаса Иосифу Кобзону удалось вывести Любовь Корнилову и трех детей. Затем вышли представители “Красного креста” (еще одно требование террористов - обязательное участие в переговорах сотрудников этой организации, но только не граждан России) - они вывели из театра гражданина Великобритании. Стало понятно, что террористы, оказывается, отпустили не всех иностранцев.
Примерно в 15:30 в здание вошли Иосиф Кобзон и Ирина Хакамада. Террористы сообщили им - готовы отпустить еще 50 человек, если прибудет глава администрации Чечни Ахмат Кадыров.
Уже ближе к вечеру здание удалось покинуть еще двум заложникам - Елена Зиновьева и Светлана Кононова сбежали через окно. Это произошло в момент похода в туалет. В результате чего террористы приняли решение - больше никто не покинет зала. Теперь для естественной нужды использовали оркестровую яму - условия содержания заложников существенно ухудшились.
Чуть позже стала известна такая подробность - Иосиф Кобзон отметил, что террористы отказываются менять кого-либо из заложников на него самого и Юрия Лужкова, мэра Москвы. При этом Кобзон подчеркнул - с этого момента террористы отказываются вести переговоры до тех пор, пока не будут представлены “серьезные и конкретные предложения”.
Ближе к 22 часам СМИ подвели суточные итоги. По уточненным данным, с момента захвата заложников освобождены 39 человек.
Еще через час в здании появился Григорий Явлинский, депутат Госдумы. Переговоры шли в течение часа.

Пятница,
25 октября
2002 года
Примерно в 6 утра появились новости о том, что террористы освободили еще семь человек.
Около 8 утра произошел прорыв теплотрассы в здании. Как говорили специалисты, эта случайность могла стоить жизни нескольким людям - террористы могли расценить это как провокацию. Однако, по счастливой случайности, все обошлось.
В полдень представителям “Красного креста” удалось вывести еще восемь детей. По всей видимости, их удалось освободить, учитывая состояние здоровья.
Примерно в 15 часов к террористам зашла журналист Анна Политковская - ей удалось передать заложникам три больших пакета с водой и предметами личной гигиены.
В этот момент в Кремле проходило совещание. Участники - президент России Владимир Путин и главы МВД и ФСБ. Решение приняли - директор ФСБ Николай Патрушев, выступая с официальным заявлением, гарантировалт сохранить жизнь преступникам, если они освободят всех заложников. Однако мы уже знаем - решение об операции по уничтожению заложников приняли, и полным ходом шла подготовка к штурму.
Начиная примерно с 17 часов вечера театр поочередно посещали Сергей Говорухин, заместитель главного редактора “Литературной газеты” Дмитрий Беловецкий, депутат Госдумы Асламбек Аслаханов, глава Торгово-промышленной палаты России Евгений Примаков, бывший президент Ингушетии Руслан Аушев. Кроме того, стало известно, что на контакт с террористами также пыталась пойти и Алла Пугачева.
Около десяти вечера террористы освободили еще четырех человек. Это граждане Азербайджана - три женщины и мужчина.
В 23 часа произошло непредвиденное. Через оцепление прорвался Геннадий Влах - он предполагал, что у заложников его сын. Но эта информация не подтвердилась - террористы удерживали его и через некоторое время убили.
И еще одна подробность этого дня. На связь с террористами вышли журналисты азербайджанской газеты “Зеркало” - один из террористов, отвечая на вопросы издания, указал: Аслан Масхадов, президент Ичкерии, был в курсе событий и даже принимал участие в подготовке теракта.

 

 

 

День штурма

Утром, 26 октября, в 5 часов 10 минут погасли прожекторы. Начал работу до сих пор неизвестный газ - его закачивали в вентиляционную систему. Далее события разворачивались стремительно - в 6 часов 30 минут Сергей Игнатенко официально сообщил: Театральный центр контролируется российскими спецслужбами. Мовсар Бараев и большая часть террористов уничтожены. Пока что о жертвах среди заложников не сообщалось.
Позже, кончено же, мы узнали - неизвестный газ свалил буквально всех: и людей с оружием, и заложников. Спецназ, зайдя в помещение, расстреливал спящих преступников. Многие из них были с поясами шахидов и даже полусонные могли нажать на взрыватель. Также мы узнали, что в тот день и далее в течение нескольких суток погибли около 135 человек, в том числе и 10 детей (по утверждению общественной организации “Норд-Ост”, 174 человека). Стандартные формулировки о причинах смерти: бронхит, сердечный приступ, обострение хронического заболевания. К слову, до сих пор не известно, какой газ был использован. К тому же есть версия, что спецназ принял антидот, прежде чем вошел в помещение. Однако это также до сих пор официально не подтверждено.
А еще очевидцы рассказывали о том, что в период эвакуации обездвиженных людей складывали прямо у входа театра. Причем складывали друг на друга. Это происходило примерно в 7 утра.
В 7 часов 25 минут Сергей Ястржембский, помощник президента РФ, официально заявил о завершении операции.
В 13 часов 45 минут штаб прекратил свою работу. Операция была признана успешной.
В этот тяжелый момент вся страна была объединена единым чувством ненависти к преступникам. Мужество простых людей, таких как Константин Васильев, Ольга Романова и Геннадий Влах, вызывает особое уважение. Не менее самоотверженно проявили себя и более публичные персоны. Анна Политковская, Ирина Хакамада и Григорий Явлинский, Иосиф Кобзон без колебаний откликнулись на «приглашение». А ведь террористам только и нужно, что привлечь как можно больше внимания к своим действиям – риск тяжело оценить. Конечно же, очень сильно рисковали все, кто был там и кто лично участвовал в переговорах. Но ведь пригласили только некоторых. И никто не знал, с какой целью. Что, конечно же, заслуживает отдельного уважение и внимания. Особенно на том фоне, когда некоторые политики отказались пойти на личную встречу с террористами, ограничиваясь заявлениями и объясняя свое решение “нежеланием поднимать собственный рейтинг выше президентского”.

 

 

Вернется ли 

“Норд-Ост”?
Спектакль вернулся через четыре месяца. Но после первого аншлагового представления зал опустел. Зритель опасался идти в место, где разыгралась такая трагедия. А некоторые журналисты вообще усмотрели в этом пляску на человеческих костях. 10 мая 2003 года состоялся последний показ стационарной версии мюзикла.
Была попытка сохранить спектакль в гастрольной версии. “Мобильный” мюзикл не сильно отличался от стационарного. Немного изменили сценографию. Создали новые передвижные декорации, включая знаменитый бомбардировщик. Декорации занимали восемь 40-футовых фур. Предстоял гастрольный тур по десяткам городов, но спектакль смогли показать только в Нижнем Новгороде и Тюмени. И в Нижнем, и в Тюмени залы были битком. В Нижнем вместо 10 спектаклей дали 14, на спектакль было невозможно попасть, люди семьями приезжали из других городов, в том числе из Москвы. В Тюмени - аналогичный успех. А потом произошло что-то необъяснимое. Вначале “Норд-Осту” отказал в площадке Санкт-Петербург, где изначально должна была состояться премьера передвижной версии мюзикла. А затем и другие залы в стране в одностороннем порядке стали расторгать тщательно готовившиеся в течение почти года договоры. Возможно, это связано с именем Михаила Ходорковского, который финансировал гастрольную версию спектакля. Может быть, после его ареста в октябре 2003 года стало крайне нежелательно упоминание о его благотворительной деятельности. С продюсерами мюзикла расторгли контракты и другие спонсоры. Без поддержки прокат такого масштабного шоу оказался невозможен.
За прошедшее с тех пор время на сцене так и не появилось русского мюзикла, сравнимого по яркости с “Норд-Остом”. “Норд-Ост” жив лишь в памяти авторов, артистов и той горстки зрителей, кому довелось видеть мюзикл в период его полета. В сознании остальных - это драма, которая разыгралась в театре 23 октября и длилась почти три дня.
Возможно ли теперь, спустя уже 13 лет, возродить спектакль? Многие знакомые с современными сценотехникой и эффектами уверены, что “Норд-Ост” в новой редакции может превзойти прежние версии. Да, он неразрывно будет связан с потерей, за которую отдали очень высокую цену. В память о тех, кто не вернулся с той локальной войны в центре российской столицы.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение