|
Ольга Шишанова
Это сладкое слово - свобода В честь двух праздников - Дня защитника Отечества и празднования 70-летия Великой Победы - в столичном театре “Астана Опера” в течение мая проходит показ самого настоящего мужского балета “Спартак” в постановке легендарного хореографа Юрия Григоровича. Почему в первом театре страны решили встретить май именно эпико-героическим балетом на неувядаемую музыку Арама Хачатуряна в сценографии Симона Вирсаладзе, с корреспондентом “НП” в эксклюзивном интервью поделился художественный руководитель балета “Астана Опера” Турсынбек Нуркалиев
- Турсынбек Абдыбаевич, почему вдруг именно этот спектакль?
- Это балет о воинах, о всемирно известном Спартаке, который в свое время был борцом за свободу. По моему мнению, эта тема так или иначе пересекается с темой Дня защитника Отечества, который мы отпраздновали 7 мая, поэтому мы решили показать этот спектакль. Хочу сказать, что балет “Спартак” очень свежий, не заезженный, всего год прошел со дня его премьеры. И, да - это мужской спектакль, танцуют его наши ребята все три акта с удовольствием. В отличие, например, от балета “Лебединое озеро”, который, я бы сказал, женский балет. В балете “Спартак” женские партии более спокойные, балерины практически “отдыхают” в нем. Правда, есть акт на пальцах, но он не очень долгий. Так что в основном в нем мужчины танцуют, а присутствие балерин обрамляет мужской танец. Как отмечал Григорович, да и многие, кто смотрел этот спектакль, все в один голос утверждают, что в этом балете у нас очень хороший мужской состав. Наш сегодняшний мужской кордебалет молод, профессионален и может вполне посвятить себя балетной сцене лет 15-20, выдавая продукцию высокого качества. К тому же они очень усердно всегда тренируются, в то время как раньше звезд мужского балета можно было пересчитать по пальцам - Васильев, Лиепа, Нуриев, Барышников.
- Каким образом Юрий Григорович трактовал сюжет “Спартака” для сцены “Астана Опера”? - Балет “Спартак”, в принципе, является примером высочайшего синтеза музыки, хореографии и живописи. Сам сюжет балета восходит к событиям Римской республики в 73-71 годах до н. э. Гибель мирной жизни несут легионы Римской империи, возглавляемые жестоким полководцем Крассом. Захваченные в плен люди обречены на рабство. Среди них - Спартак. Но герой не может с этим смириться, он не мыслит свою жизнь в рабстве. Спартака разлучают с его возлюбленной Фригией, которую доставляют к полководцу Крассу. Эгину, спутницу полководца, настораживает его интерес к новой рабыне. В разгар забав Красс приказывает для развлечения привести гладиаторов: пусть сражаются насмерть в шлемах без глазниц, не видя друг друга. Победителем оказывается Спартак, но он в отчаянии, потому что был вынужден убить своего товарища. Спартак не желает больше этого выносить и принимает решение бороться за свободу.
- Несколько слов об исполнителях главных ролей... - Исполнителей “Спартака” в нашем театре двое. Это Бахтияр Адамжан и Досжан Табылды, он немного постарше. Его Спартак совсем другой, он его трактует со своего зрелого возраста. А Бахтияр - моложе, хотя и не по годам опытный. Когда он выходит на сцену, это просто фантастика, и еще он очень органичный. Когда говоришь на занятиях о какой-то позе, делаешь какое-то замечание, он сразу впитывает это, не пропускает мимо, и меня это, как педагога, очень радует. Фригии у нас тоже две. Мадина Баспаева - наша прима-балерина и Анель Рустемова, которая только-только начинает набирать темп ведущей балерины. Вот в ее исполнении замечательна Каракоз, ей даже не надо в эту роль входить, она очень органична в ней, будто Ауэзов писал с нее или про нее. А ведь найти свой спектакль для артиста большая удача, это бывает очень редко, но именно у нее есть такие спектакли, в которых никто не задействован в роли главной героини, только Анель. Например, в спектакле “Роден” она постоянно играет Розу - жену Родена, и роль ею трактуется там очень интересно. Следующий герой - Красс, его танцует у нас Арман Оразов, второй - уже опытный артист Таир Гатауов. Две балерины исполняют роль подруги Красса - Эгины. Это наша прима-балерина Айгерим Бекетаева и прима-балерина Гаухар Усина. Их Эгины совершенно разные, выражение каждой из них своих чувств в этих ролях очень интересно и своеобразно. Кстати, наш зритель прекрасно стал чувствовать постановки и начал ходить на какого-то своего, определенного артиста. И это показатель. А нам в таких случаях приходится за полгода сообщать, кто в каком спектакле и в какой день будет исполнять ту или иную роль. - Во что были “одеты” танцы этого балета? - В этом спектакле присутствует очень много мягкой декорации, но отдельные части сделаны из расписных древесных материалов, которые изготавливали на фабрике в Дагестане. Кроме того, балет “Спартак” отличает использование огромного количества светового оборудования разной сложности. Что касается костюмов артистов, то материалы использовались простые, например, тарная ткань. В не столь далекие советские времена в подобный материал заворачивалась тара на почте, он был сделан из хлопка и льна. Сейчас его нигде нет. Нам пришлось изготавливать его по старой технологии в Белоруссии. Мы использовали мешковину и в целом те ткани, которые имеют определенную фактуру. Все костюмы отшивались в московских мастерских. Поистине пришлось заниматься реинкарнацией спектакля Большого театра: цветовые выкраски, детали, формы, размеры сверялись по паспортам шедшего там балета.
- Какие еще мероприятия были подготовлены театром “Астана Опера” в рамках двух великих майских праздников? - Во-первых, это целая серия благотворительных концертов “Классика на все времена”, в том числе “Под музыку Вивальди”, посвященных 70-летию Великой Победы, инициатором которых стал музыкальный руководитель театра “Астана Опера” Абзал Мухитдинов. Во-вторых, это праздничный концерт “Вальс Победы”, уникальность которого в том, что наряду с общеизвестными песнями военных лет, такими как “День победы”, “Алексей, Алешенька, сынок”, “Ана туралы баллада”, в него вошли классические произведения, связанные с великим днем - тот же фрагмент “Ленинградской” - седьмой симфонии Шостаковича, которая была написана во время блокады Ленинграда. Важным событием этого праздничного концерта является премьера песни “Ерлер дастаны” в аранжировке Абзала Мухитдинова на стихи карагандинского поэта Сайлау Берткоджаева. Это марш, который рассказывает о войне, отваге, стойкости, героизме казахского народа и советских солдат.
Автор благодарит за помощь в работе над статьей сотрудника пресс-службы столичного театра “Астана Опера” Екатерину Романову.
Астана |