|
Ольга Шишанова
Вчера в казахстанский прокат вышла заключительная часть трилогии “Келин” - “Шал” - “Кенже” известнейшего казахстанского кинорежиссера, сценариста и писателя Ермека Турсунова. Трудностями и радостями съемочного процесса остросюжетной драмы с элементами экшна мэтр поделился с “НП”
- Ермек Каримжанович, расскажите подробнее о Вашем проекте.
- Эта картина - завершающая часть трилогии “Келин” - “Шал” - “Кенже”, которая снималась в течение семи лет, причем ее финальная часть отличается от того, что было создано мной ранее. Но это снова притча, иносказание, где за внешне занимательным сюжетом скрывается настоящая драма. В этой истории нет виноватых и нет невиновных. Такова, по моему мнению, непостижимая истина человеческой жизни. Это история двух братьев. И из этой схватки между ними невозможно будет выйти, не преступив законы кровного родства. Не знаю, насколько зрителям это может понравиться, но мне кажется, что картина будет особой, в ней участвовали, как мы подсчитали, представители 16 стран.
Съемки проходили за границей, в Испании, в Таиланде. Группа у меня была большая, интернациональная, оператором был Сергей Козлов - выдающийся мастер современного кино. В целом я доволен тем, что трилогия закончилась, и теперь мы можем походить по красным дорожкам, а уж какова будет реакция зрителя - будет видно. Мы свое дело сделали.
- Что Вы можете сказать о кастинге актеров?
- Я очень рад, что у меня в картине снималась российская актриса Ольга Зайцева. Она, как Вы знаете, играла Панночку в кинокартине “Вий”, а у меня ее имидж чуть “подправился”. Еще я хотел бы обратить ваше внимание на актера из Тувы Эдуарда Ондара, это наш “брат” в фильме, который до этого снимался в картине “Войско Мын Бала”. Как он сам говорит про себя - привык все время сниматься в кольчуге, с копьем и мечом, а в этот раз пришлось в гражданской одежде, даже непривычно. Это, на мой взгляд, очень замечательный, фактурный киноактер. Еще у меня в команде оказалась одна из наших известных, а самое главное, думающих актрис - Айнур Ниязова, я бы сказал про нее: не пластмассовый, а настоящий цветок нашего кинематографа.
- Как появился в фильме главный “не ванильный” герой?
- На главную роль я искал актера очень долго. Причем он должен был быть эдаким красавчиком, но вместе с тем не ванильным мороженым. И, главное, он не должен был быть уж сильно “засвеченным”, я не очень люблю работать с “засвеченными” актерами, особенно у которых есть “сериальный шлейф”. И еще для меня при подборе актеров очень важно учитывать человеческую природу.
У нас в Казахстане сейчас очень много мастеров, но вот Жандос Айбасов, по словам которого, “он уехал со съемочной группой с маленьким багажом, а приехал с большим чемоданом”, появился благодаря кастинг-директору нашей картины Жанне Куанышевой. Жандос пришел чуть ли не последним, когда через нас прошли уже почти все актеры, кто так или иначе проявил себя в кино. Но мне нужен был актер, в котором бы чувствовался какой-то природный стержень и который бы мог понравиться женской половине аудитории. Думаю, что мы этой цели достигли - герой Жандоса выглядит в фильме весьма брутально, вместе с тем он не очень похож на убийцу, это какой-то непонятный киллер, который вызывает противоречивые чувства. Но в одном я могу быть уверен точно - он понравится дамам, и еще его ждет большое актерское будущее.
- Как Вам работалось с маленькими актерами? Как проходил кастинг с их участием?
- Говорят, что умные режиссеры с детьми и с животными не связываются. Я считаю, что с детьми и сложно работать, и легко. Легко в том смысле, что это абсолютно чистый лист - все, что на нем нарисуешь, тут же отразится. Кастинг был большой, потому что у нас в картине было показано два возраста: маленький и взрослеющий. И помимо антропологического сходства мне нужно было еще и сходство природное - темперамента, характера. Мне кажется, мы смогли найти двух подходящих мальчиков, которые довольно органично вписались в канву картины. Конечно, были сложности, трудности, были эмоционально-драматические коллизии, хотя бы в сцене, когда убивают собаку. Но мне кажется, что они справились, мало того, они даже сами себя озвучивали, и это их настоящие голоса звучат в фильме.
- Когда-то в советское время была такая династия цирковых артистов и каскадеров - братья Кантемировы. А сейчас в Казахстане прославились постановкой трюков братья Кунгужиновы. Как Вам работалось с ними?
- Что касается династии каскадеров, то с Жандарбеком Кунгужиновым мы работаем уже не первый год. Я считаю, что на сегодня это каскадерская группа номер один в Казахстане. Более того, они уже давно известны и на Западе. Я с ними очень близок, мы друзья, поэтому, когда я пишу сценарий и планирую какую-то съемку - все, что касается трюковой части и постановки драк, даже не задумываюсь, кто будет этим заниматься. Да и Жандарбек не переживает, когда я что-то создаю, что-то пишу, он знает, что все равно я приглашу именно его.
- Поговаривают, что Вы можете быть одним из режиссеров съемок о Казахском ханстве, дали ли Вы на это согласие?
- Да, этот проект, насколько мне известно, запущен, там работает большая творческая группа. Что касается меня, то переговоры действительно велись и ведутся. Правда, немного ранее была проведена слегка поспешная пресс-конференция, на которой объявили, что я уже являюсь там режиссером, но это не так. Речь шла о том, чтобы моя компания участвовала в этом проекте в качестве “продакшн”. Как режиссер, как автор сценария и как художественный руководитель, я в этот проект не входил, не вхожу и вряд ли буду входить - об этом говорилось изначально. Потому что у меня свои планы, свои проекты. Но, повторюсь, речь шла о посильной помощи моей компании для этого проекта. Поэтому вопрос еще не закрыт. Я считаю, что все это очень важно, подходить к этому надо очень ответственно, тема очень интересная, но пока я еще окончательно не решил, буду ли я в этом участвовать вообще.
Справка “НП”
В 2010 году первая часть трилогии - фильм Ермека Турсунова “Келин” - вошла в шорт-лист премии “Оскар” и получила признание мировых кинокритиков. В 2013 году его картина “Шал”, снятая по мотивам повести Эрнеста Хемингуэя “Старик и море”, была выдвинута на соискание премии “Оскар” в номинации “Лучший фильм на иностранном языке”. В сентябре 2013 года фильм получил Гран-при открытого фестиваля “КиноШок-2013”.
Астана |