|
Ольга Шишанова
В казахстанских школах необходимо развивать дополнительное образование, расширять спектр кружков по интересам и главное - воспитывать детей и подростков в “правильном направлении”, считает директор РГКП “Республиканский учебно-методический центр дополнительного образования” (РУМЦДО) РК Раиса Шер
Поводом для этого, по ее мнению, является тревожная ситуация, которая все чаще дает о себе знать в плане пробелов нравственно-духовного и этического развития детей и учащейся молодежи. Достаточно вспомнить, что в советское время учащиеся одновременно посещали несколько кружков, занимались музыкой, ходили в спортивные секции и на плавание. Для тех же, у кого не было такой возможности, существовали группы продленного дня, где дети под присмотром учителей и воспитателей не только готовили уроки, но и занимались общественно-полезным трудом. Потом все это кануло в Лету.
Сегодня же, чтобы убедиться в отсутствии, по большому счету, не только патриотического воспитания, но даже элементарной любознательности к истории своей страны и своего народа, за примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить недавние несуразные ответы молодых людей на вопрос о памятнике героям-панфиловцам в Алматы. И таких случаев, к сожалению, наблюдается немало. Практически размыта грань, за которой воспитание плавно перетекает в безразличие, упущено время, которое играет на руку тем, кто не прочь воспользоваться подобным безразличием молодежи, причем любой страны, к собственной истории.
Не случайно одним из важных шагов в исправлении ситуации Раиса Шер, которая поделилась своим мнением с “НП”, видит в проведении международного краеведческого конкурса учебно-исследовательских работ учащихся под девизом “Салют, Победа!”, в который включился и Центр дополнительного образования детей.
Сам конкурс проводится в рамках Года ветеранов ВОВ 1941-1945 годов в СНГ, “что как нельзя лучше способствует взаимодействию систем образования стран ЕАЭС в таком нужном деле, потому что 70-летие Великой Победы - это наша общая история, память о мужестве и героизме воинов всех национальностей”, - говорит директор РУМЦДО.
Следующим шагом может стать развитие детского и юношеского туризма - как одной из самых эффективных форм организации содержательного отдыха и занятости молодого поколения. Благо, что такие организации имеют место быть в Казахстане еще с прошлого столетия, и приходится только удивляться, как они умудрились выжить в эпоху перестройки, хотя в их деятельности не все так гладко, как хотелось бы.
Сегодня, кстати, упор может быть сделан в этом направлении на активное привлечение детей и молодежи к спортивно-оздоровительным передвижным палаточным лагерям и путешествиям.
Одной из серьезных проблем, сдерживающих развитие системы детско-юношеского туризма, является недостаточное бюджетное финансирование. Так, в Казахстане всего 833 организации дополнительного образования различных видов. Из них 35 - это организации детско-юношеского туризма, финансирование которых в 2014 году составило всего лишь 3,2 процента (или 753,2 миллиона тенге) от общего финансирования из местного бюджета организаций дополнительного образования, причем половину денежных средств составляла заработная плата педагогов, с которыми также, как выяснилось, “напряженка”.
И тут, пожалуй, чтобы привлечь внимание властей ко всем существующим проблемам в этой отрасли, можно было бы обратиться к зарубежному опыту. Например, в учебных заведениях Англии, Франции, Германии, Австрии и других стран при изучении отдельных предметов педагоги используют в работе с учащимися пешеходные прогулки и поездки в окрестности. Такие методы позволяют учащимся приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве, самореализоваться и самоопределиться личностно и профессионально. А во Франции, к тому же, образовательный молодежный туризм щедро субсидируется из бюджета.
В Словакии успешно реализуются и пользуются спросом, как у родителей, так и у детей, программы детского туризма с включением экскурсий по таинственным пещерам, виндсерфинга, верховой езды или скалолазания. Думается, при богатом и разнообразном казахстанском ландшафте такие прогулки также могли бы стать популярными.
А вот в Японии во время школьных каникул ученики выезжают для обучения различным народным промыслам. Такие экскурсии, с одной стороны, воспитывают уважение к труду, расширяют представления школьников об экономическом потенциале страны. С другой стороны, подобные поездки могут иметь важную утилитарную цель - помочь школьникам с выбором будущей специальности.
Что касается развития направлений туризма молодежи из Канады, Кении, США и Китая, то у них все большую популярность приобретает посещение заповедников и национальных парков. Для Казахстана с его концепцией развития внутреннего туризма, сохранением природного биоразнообразия такой пример мог бы стать идеальным примером для подражания.
Астана |