|
Константин Маскаев, Ольга Шишанова
В Национальной палате предпринимателей нацелились на развитие внутреннего туризма. Особое внимание - туризму въездному.
Следует отметить, что известное казахстанское гостеприимство очень коррелирует в этом вопросе со стремлением сделать страну более открытой для мира
Казахстан уже проводит “визовый эксперимент”, подразумевающий свободный, то есть безвизовый въезд для граждан десятка стран, главным образом из тех, что активно инвестируют в казахстанскую экономику. Но еще более перспективной представляется (пока, правда, в форме идеи) в Астане инициатива предоставления иностранным пассажирам, которые транзитом пересекают Казахстан, права безвизового пребывания здесь на срок в пределах 72 часов! Тем самым транзитеру-иностранцу, даже если у него не было цели задерживаться в Казахстане, дают возможность без лишних затрат в течение трех суток посетить какие-то интересные места. Вопрос лишь в том, какие. Но тут ничего не мешает подсказать и показать, тем более, что показать, как известно, все-таки есть что.
Понятно, что культурно-исторический или курортный туризм - не самый резвый конек Казахстана. Мы не Турция, не Юго-Восточная Азия и не Старый Свет, где комфортный и познавательный туризм в иных случаях претендует на второе-первое места в экономике, а то и представляет собой визитную карточку страны.
В Казахстане такой роскоши, как теплое море и мягкий ласковый климат, нет. В действительности есть не менее ценное - подчас первозданная, еще не до конца перепаханная и адаптированная цивилизацией природа, разнообразие ландшафтов и климатических зон, дружелюбный колорит, трофейные охота и рыбалка. Если что-то не упомянул - можете добавить. То есть Казахстан тоже обладает уникальным туристическим богатством - экзотикой. Поэтому и туризм, который можно успешно продавать, следует развивать на этих особенностях. Для экологического прогулочного туризма же не так важна пресловутая инфраструктура, на отсутствие которой привычно сетуют чины. Экологический туризм не спотыкается об отсутствие четырех-, пятизвездочных отелей. Достаточно, чтобы было уютно, чисто и безопасно. И не так дорого. Трехпалубные яхты по Балхашу, Боровому или Капшагайскому водохранилищу все равно ходить не будут. А все остальное у Казахстана есть. Только соответствующего маркетинга недостаточно.
Не следует обольщать себя мечтами, что туризм в Казахстане возможно взгромоздить на вторую-третью позицию в экономике. Задачу следует рассматривать в границах эффективного использования того, что имеется. И в первую очередь нужно “вычислить” своего туриста, составить его портрет и карту его предпочтений. Только тогда все встанет на свои места, обозначит план и начнет приносить дивиденды. Пока же чаще всего и от операторов туристического бизнеса, и от чиновников приходится слышать всхлипывания об отсутствии апартаментов. Но почему-то слышится за этим желание освоить лакомый транш государственных средств. В отношении бизнеса вопросов не возникает - для того он и существует. А вот чиновнику можно было бы посоветовать оптимизировать воззрения. Для пользы дела.
Впрочем, “первой ласточкой” в этом смысле можно назвать проведение Палатой предпринимателей республиканской конференции “Ресурсы, потенциал и пути развития внутреннего туризма Казахстана”. Конференцию, как можно догадаться, породила перспектива проведения ЭКСПО-2017 в Астане. К слову, только в рамках выставки АО “НК “Астана ЭКСПО-2017” надеется привлечь в качестве туристов более двух миллионов... казахстанцев и неназываемое пока число зарубежных гостей. В отношении последних, к слову, была бы весьма уместна упомянутая выше идея о “72 безвизовых часах”, в течение которых иностранцы действительно могли бы успеть что-то увидеть вне пределов выставочного павильона и столицы в целом. Во всяком случае, электричка до Щучинска исправно ходит.
Тем не менее, как заметил на форуме директор департамента Тимур Дуйсенгалиев, богатые туристские ресурсы страны “практически не используются”, в Казахстане по-прежнему доминирует выездной туризм, который характеризуется такой цифрой: 1,8 миллиарда долларов казахстанцы тратят на различные поездки. Часть этих трат, понятно, туризм. Но сидят в этой сумме и деловые поездки, и лечебно-оздоровительные туры, и бытовые контакты с родственниками, и даже билеты в один конец. Отрицательный баланс по статье “поездки” сегодня достигает 300 миллионов долларов, но, “скорее всего, эта цифра даже выше”, считает Дуйсенгалиев.
Чтобы развивать въездной туризм, в Казахстане разработали отраслевую концепцию до 2020 года. Реализацию можно будет обеспечить посредством решения целого комплекса сложных вопросов. Например, предлагают создать пять свободных экономических зон в перспективных для туризма местах - с использованием бюджетных и внебюджетных инвестиций. Предусмотрено добавить маршруты высокоскоростных и железных дорог, а также привести в соответствие с международными стандартами вокзалы и аэропорты.
Наметили оптимизировать затраты на рекламу и имидж, попутно пересмотрев географию зарубежных выставок. Предлагают больше внимания уделить странам Юго-Восточной Азии, которые сегодня генерируют наиболее массовый поток туристов. Впрочем, в условиях санкционных войн можно поставить и на Россию. По словам Тимура Дуйсенгалиева, жители Сибири и без того всегда охотно путешествуют по Казахстану, облюбовали Бухтарму, Иртыш и Зайсан, Баянаульский природный парк, озера Балхаш и Алаколь, Щучинско-Боровскую курортную зону, реку Или.
Даже непритязательный экологический или трофейный туризм может вдохнуть жизнь в “депрессивные” регионы, дать работу. |