|
Выборы в законодательное собрание индийской столицы Дели принесли сюрприз. С колоссальным отрывом победила популистская “Аам Аадми парти” (ААП, Партия простого человека) Арвинда Кеджривала, получив в парламенте 67 мест из 70. Залогом ее успеха стало обещание обеспечить бедных бесплатной водой, средний класс - бесплатным Wi-Fi, женщин уберечь от изнасилований при помощи патрулей, а город оснастить сотнями тысяч бесплатных туалетов. Несмотря на утопичность этих посулов, ААП удалось разбить на голову всех конкурентов. Впрочем, специфически индийской эта история не является: и в Европе откровенно популистские партии все чаще добиваются успеха, пишет Lenta.ru
“Манифест для Дели” партии Кеджривала на первый взгляд напоминает лоскутное одеяло: складывается впечатление, что ААП просто собрала пожелания жителей различных районов индийской столицы, разных социальных групп и конфессий в единый документ.
В первых главах акцент сделан на электроэнергию и водоснабжение - ключевые для индийских бедняков вопросы. ААП пообещала сократить средний счет за электричество в два раза, построить городскую электростанцию и начать постепенный переход на альтернативные источники энергии (типа солнечных батарей). Каждому домохозяйству партия Кеджривала гарантировала по 700 литров бесплатной питьевой воды ежедневно (20 тысяч литров в месяц).
Среднему классу Кеджривал пообещал бесплатный Wi-Fi по всему Дели. Чтобы оградить делийских девушек и женщин от посягательств насильников, из неравнодушных граждан будут сформированы специальные патрули, которые пройдут подготовку по программе коммандос.
Ключевой пункт - так называемый “Локпал билль” (Lokpal Bill), который предусматривает создание нового органа, состоящего из гражданских активистов, для борьбы с коррупцией. Именно этот законопроект привел к отставке правительства Кеджривала в прошлый раз.
Партия “простых людей” была создана в 2012 году и уже в следующем году добилась успеха на выборах в законодательное собрание Дели. Амбициозные новички начали с 16-миллионной столицы и получили на выборах 28 мест - второй результат после явного фаворита БДП. После долгих переговоров лидеры ААП все-таки решили, что левоцентристские идеалы им ближе, нежели правые, и сформировали правительство меньшинства при поддержке восьми делегатов от правившего тогда Индийского национального конгресса. Арвинд Кеджривал стал премьером Дели.
Он пробыл у власти всего 49 дней и ушел красиво: вывел заведомо непроходной закон (тот самый “Локпал билль”) на рассмотрение законодательного собрания Дели в обход обычной процедуры - без вынесения его на одобрение федерального правительства. Когда и БДП, и конгресс ожидаемо проголосовали против, Кеджривал демонстративно сложил с себя полномочия, обвинив другие партии в торпедировании законопроекта.
Злые языки утверждали, что таким образом Арвинд Кеджривал, убедившийся, что выиграть выборы при помощи популизма - это одно, а управление 16-миллионным мегаполисом - совсем другое, решил вовремя уйти, заодно заработав политический капитал.
Что же помогло ААП на этот раз? В первую очередь, конечно, объективные факторы: успех популистской кампании Кеджривала - результат глубокого разочарования индийского избирателя в сложившейся, по сути, двухпартийной системе, где до высших постов добираются в основном богатые представители влиятельных семей, а весь истеблишмент тесно связан коммерческими, личными и даже родственными отношениями. К примеру, один из самых многообещающих функционеров “Бхаратия Джаната парти” Варун Ганди - племянник главы ИНК Сони Ганди. Свою роль сыграл и эффект завышенных ожиданий: на фоне эйфории от победы партии Моди многие рассчитывали на немедленное улучшение во всех сферах жизни, чего, разумеется, не произошло.
Помогло и то, что Арвинд Кеджривал и его партия учли прошлые ошибки. Во-первых, была составлена четкая политическая стратегия: отказавшись от серьезной борьбы в разных штатах, требовавшей значительных усилий, но не гарантировавшей успеха, партия сосредоточилась на Дели, где она и так имела высокий уровень поддержки.
Индия тут совсем не уникальна. Популистские партии, настойчиво претендующие на место в политической системе, возникают сейчас по всему миру. Особенно это заметно в странах, где фактически действует двухпартийная система. Так, в Великобритании стремительно набирает популярность UKIP, намеревающаяся потеснить традиционных лейбористов и консерваторов. Во Франции “Национальный фронт” избавился от маргинального имиджа и всерьез претендует на роль альтернативы социалистам и умеренно правым из “Союза за народное движение” (UMP).
Но, пожалуй, наиболее яркий пример - итальянское “Движение пяти звезд”, основанное комиком Беппе Грилло. С ААП его роднит многое - те же поддержка прямой демократии, борьба с коррупцией и даже требования свободного доступа в интернет. Полученные однопартийцами Грилло 25 с лишним процентов на парламентских выборах 2013 года стали серьезным звонком для политических тяжеловесов. Популистские мотивы есть и в программе СИРИЗЫ, одержавшей победу на недавних выборах в Греции. А в Испании “Подемос” - молодая партия, образовавшаяся всего год назад, уже обгоняет, по данным опросов, правящую Народную партию премьера Рахоя, и не исключено, что в этом году она одержит победу на выборах.
Стоит отметить, что все эти партии - и правые, и левые - подчеркнуто национальны. Их популярность показывает, что у населения слишком много претензий накопилось к существующей элите - неэффективное расходование ресурсов, увлечение интеграционными процессами в ущерб национальным интересам, чрезмерная косность политической системы. В этой ситуации есть два выхода: либо новая партия вытеснит одного из лидеров, либо она переформатирует систему под себя, создав новый баланс сил. |