|
Юлиана Жихорь
За 23 года, прошедших с момента развала СССР, все страны постсоветского пространства определились с путем своего развития. Многие за эти годы его корректировали, определяли векторы и направления. И меняли президентов. Чем сегодня занимаются эти герои вчерашнего дня, мы и попытались узнать
Начать наш рассказ следует с самого именитого президента - первого и единственного президента СССР
Михаила Горбачева. По разным слухам, он неплохо подзаработал на развале СССР и в том числе на разнице официального курса рубля в конце 80-х - начале 90-х годов, когда партийной верхушке доллар продавали по 62 копейки, а населению - по 6,26 рубля. Причем членам ЦК и номенклатурным чиновникам без ограничения разрешали получать кредиты в банках, скупать валюту и вывозить ее за границу, где открывали личные счета в заграничных банках. (Об этом весьма подробно описано в серии публикаций из доклада “Рабочей группы по борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти” на сайте
http://voprosik.net/
)
Иначе как объяснить тот факт, что уже в 1993 году Горбачев стал соучредителем неплохого бизнеса - “Новой газеты” (позднее превращенной в медиахолдинг). Кроме того, существенных затрат требовал и его Международный фонд социально-экономических и политологических исследований “Горбачев-фонд”, созданный уже в 1992 году. Горбачев в тот же период, в 1993 году, также стал соучредителем, а сейчас является и президентом Международного зеленого креста.
О неплохом финансовом состоянии первого президента СССР может рассказать и вечеринка, которую он провел по случаю презентации Фонда имени Раисы Горбачевой (благотворительной организации помощи детям, страдающим от раковых заболеваний) в 2006 году. Прошла она в фамильном поместье “Алторп” в графстве Нортгемптоншир (Англия) и обошлась в более чем миллион долларов, что по ценам 2006 года весьма не скромно (об этом в свое время сообщил Александр Лебедев).
Впрочем, Горбачев продолжает зарабатывать собственными выступлениями с лекциями, а также работой на британское издание Evening Standard, куда его пригласил партнер по “Новой газете” Александр Лебедев.
На фоне Горбачева первый президент РФ
Борис Ельцин выглядел куда как скромнее. Но только на первый взгляд. Судя по уровню коррупции и методам разграбления экономики в ельцинский период, на его личных счетах суммы лежали также немаленькие. Через ЗАО “Международный промышленный банк”, созданный в 1992 году (лицензию отозвали в 2010 году), проходили основные финансовые потоки семьи и в целом Управления делами президента. После смерти Ельцина, который до последнего дня возглавлял благотворительный фонд имени самого себя, не лез в политику и жил на государственную пенсию на казенной даче, выяснилось, что его дочь с мужем владеют имуществом на 8,4 миллиарда долларов. (Об этом в июне 2011 года подробно написала газета “МК”.)
Кыргызстан
Увы, другая судьба постигла друга Ельцина - первого президента Кыргызстана
Аскара Акаева. Бежавший после тюльпановой революции из страны Акаев пошел по научно-преподавательской стезе: работает профессором в МГУ, избран иностранным членом Российской академии наук за выдающиеся исследования в области оптической обработки информации и является координатором подпрограммы “Комплексный системный анализ и моделирование мировой динамики” президиума РАН. Впрочем, это не влияет на активы семьи в целом. Во времена его президентства, семья контролировала финансовые потоки от спиртового бизнеса (Кара-Балтинский спиртовый завод) и сахарного (Кара-Балтинский и Каиндинский сахзаводы), маршруточный бизнес в Бишкеке и Кара-Балте и крупнейший рынок ЦАР “Дордой”. Под контролем семьи также находилось золотодобывающее предприятие “Кумкор”. По данным киргизского финпола, львиная доля основных экономических активов страны - от печатных и электронных СМИ до розничных сетей и торговых центров, от домов отдыха и ресторанов до банков и промышленных предприятий - имела отношение к семье. Большей части этого, разумеется, пришлось лишиться. Впрочем, за период президентства Акаева (1991-2005) через фирмы на офшорных юрисдикциях (острова Мэн и Сейшеллы) из страны выведено несколько миллиардов долларов. Впрочем, как и в случаях с другими президентами, точной цифры никто не знает. (Подробно об активах Акаева можно прочитать в материалах Кыргызского комитета по правам человека.)
Преемник Акаева -
Курманбек Бакиев - за пять лет президентства не смог добиться улучшения экономической ситуации в стране, в результате чего был свергнут оппозицией и покинул страну. Сейчас он находится в политической эмиграции в Республике Беларусь.
Семья Бакиева отличилась на бизнес-поле Кыргызстана еще больше предшественника: под ее контролем оказался холдинг MGN Group, который контролировал ряд стратегических предприятий республики, таких как Бишкекский машиностроительный завод, международный аэропорт “Манас”, акционерные общества “Кыргызтелеком”, “Электрические станции”, “Кыргызгаз”, сразу три крупные энергораспределительные компании и предприятия, принадлежащие Социальному фонду Кыргызстана. Семья также имела интересы в горнорудном деле и золотодобыче, энергетике, СМИ. И вела бизнес не только в Кыргызстане, но в России, Латвии и США. Судя по объемам активов, суммы “личных сбережений” членов семьи экс-президента Кыргызстана превышают десяток миллиардов. (Данные об этом опубликовал в 2009 году
www.compromat.ru
.)
А вот президент Кыргызстана переходного периода
Роза Отунбаева в финансовых делах не замечена. Зато активно продвинула свою родню на дипломатическом поприще. (Об этом в 2013 году писали практически все киргизские СМИ, публикуя даже приказы о назначении племянника Отунбаевой третьим секретарем постоянного представительства Кыргызской Республики при ООН в Нью-Йорке без всех необходимых дипломатических процедур.)
Из стран Центральной Азии изменения в президентском кресле происходили только в Кыргызстане (на фоне революций) и в Туркменистане. Баек о том, чем стал для народа Туркменбаши и какова “стоимость его власти”, еще при жизни “бессменного лидера всех туркмен”
Сапармурата Ниязова ходило немало. Культ личности, многочисленные (включая золотой) монументы, город Туркменбаши, священная книга “Рухнама”. А за всем этим стояло практически единоличное распоряжение всей государственной собственностью. Впрочем, сам Туркменбаши, не скрывая, заявлял (как говорится в Википедии), что его состояние составляло три миллиарда долларов и деньги он хранил в европейских банках, в частности, в “Дойче банке”.
Золотой Кавказ
Из трех бывших президентов Грузии назвать бессребреником (в грузинском понимании этого слова) можно было лишь
Звиада Гамсахурдию. Впрочем, активы его преемника - Эдуарда Шеварднадзе - были заложены еще в период его партийной советской карьеры.
А вот
Михаил Саакашвили заслуживает отдельного внимания.
Будучи президентом он (разумеется не напрямую) владел 40 процентами акций грузинской сети российской компании сотовой связи “БиЛайн”, акциями телекомпании “Рустави-2”, контролировал горнообогатительный комбинат “Маднеули”, а также аэропорты в Тбилиси и Батуми, имел долю в страховом бизнесе и лесной сфере, контролировал потоки ГСМ. Семье также принадлежали два университета в Грузии и контроль над предприятием “Чиатурмарганец”. Впрочем, все эти активы конфисковали после отставки Саакашвили. (Об этом в 2010 году заявлял политический секретарь оппозиционной Лейбористской партии Георгий Гугава.)
Однако, по словам председателя партии “Свободная Грузия” Кахи Кукава, “по разным оценкам, от 7 до 15 миллиардов долларов были украдены за девять лет его правления. Львиная доля этих денег вывезена из Грузии, часть из них находится в ОАЭ, а часть - на центральноамериканских островах”.
Сейчас прокуратура Грузии создала специальный департамент для расследования дел режима Саакашвили, против него возбудили три уголовных дела, и он не может вернуться на родину. Сам экс-президент еще в конце октября 2013 года, не дожидаясь окончания президентского срока, улетел в Брюссель. В декабре устроился преподавателем в американскую Школу права и дипломатии имени Флетчера при Университете Тафтса, где читает лекции о европейской государственности. В конце 2013 года он был замечен на евромайдане. А позднее выступал с обвинениями в адрес России в “рейдерском” захвате Украины.
В Армении за 23 года независимости сменились два президента (сейчас - третий).
Первый президент этой страны -
Левон Тер-Петросян - вынужден был покинуть свой пост под давлением народных масс еще в 1998 году. Более 10 лет он занимался исключительно научной деятельностью - был научным сотрудником Матенадарана и даже работал над шеститомным фундаментальным исследованием “Армяне и крестоносцы”, которое было посвящено истории Армянского государства XI-XVI веков. Но в 2008 году попытал счастье на очередных президентских выборах, где проиграл Сержу Саргсяну, заняв второе место. Однако его сторонники несколько дней устраивали многотысячные митинги, протестуя против результатов голосования.
Он стал рупором оппозиции, собрав пять партий и одну общественно-политическую организацию в Армянский национальный конгресс, который сам же и возглавил. На парламентских выборах в 2012 году АНК получила семь мест в Национальном собрании Армении, список возглавил Тер-Петросян, но отказался от мандата, а в президентских выборах 2013 года Тер-Петросян отказался участвовать по возрасту. Он пояснил: “Насколько мне известно, пока никто не поднимал вопроса о том, может ли человек, уважающий свой народ, в возрасте 68 лет претендовать на должность президента. В развитых демократических странах обычно такого не происходит”.
10 октября 2014 года партия АНК во главе с Тер-Петросяном приняла участие в митинге против внутренней политики правящей власти.
Роберт Кочарян стал вторым президентом Армении и первым президентом непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. После отставки трудится независимым директором АФК “Система”.
Украина
Украина стала, наверное, самой богатой на президентов республикой бывшего СССР. За 23 года их сменилось шестеро.
Первым стал в наследство от Союза
Леонид Кравчук, правивший страной до 1994 года. После президентского кресла Кравчук сел в кресло депутатское. Причем с 1998 года - как лидер Социал-демократической партии Украины. До 2006 года, когда партия потерпела поражение на выборах, а экс-президент заявил о намерении “выйти из руководящих органов партии и заняться общественно-политической деятельностью в более свободном режиме”, не будучи привязанным к одной партии. Является почетным президентом Международного общественного объединения “Ровенское землячество”. Что, впрочем, не мешает ему копить активы. Только стоимость его дома в элитном поселке Конча-Заспе (пригород Киева, основное место проживания украинской элиты) риелторы оценили от 2 до 2,5 миллиона долларов. (Подробно о стоимости недвижимости украинских политиков было написано в апреле 2006 года в газете “Украинская правда”.) И это в ценах 2006 года. Полную стоимость активов, равно как и список самих активов, перечислить сложно. Но часть из них, равно как и в случае с Шеварднадзе, досталась еще от советских перестроечных времен.
Второй президент Украины -
Леонид Кучма - тоже не бедствует. Его квартиру риелторы в том же 2006 году оценили в миллион долларов. А за дачу в том же элитном поселке, что и домик Кравчука, вообще много лет платило государство (ее стоимость также варьируется в пределах 2-2,5 миллиона). Кстати, уйдя с поста в 2005 году, Кучма подготовил себе неплохой государственный плацдарм: пожизненное содержание в размере заработной платы действующего президента; государственная дача в Конча-Заспе с обслуживающим персоналом (четыре водителя, две горничные, два официанта и повар) и два автомобиля; есть государственная охрана, помощник и советник. Впрочем, во времена следующего главы Украины Виктора Ющенко этих благ серьезно поубавилось (за дачу, которая-таки осталась в собственности Кучмы, он вынужден был платить сам).
Впрочем, не сильно это оказалось накладно: личное состояние Кучмы, по данным Википедии, со ссылкой на журнал “Мысль”, составляет около 1,5 миллиарда долларов.
По традиции бывших президентов сейчас Леонид Данилович возглавляет благотворительный фонд “Президентский фонд Леонида Кучмы “Украина” и представляет Украину на переговорах глав народных республик Новороссии с властями Украины.
Виктор Ющенко сейчас активно сочетает политическую карьеру с бизнесом: занимается строительством коттеджного поселка для туристов и пишет мемуары “о том, что он делал, но чего так и не увидели простые украинцы”. Его дом в пригороде Киева и квартира в городе (площадью под 500 кв.м) оценены более чем в четыре миллиона.
После завершения президентской карьеры он продолжил политически активную жизнь, но потерял доверие бывших соратников. В итоге его даже исключили из политсовета партии “Наша Украина” с формулировкой “за предательство” (на парламентских выборах он имел наименьший рейтинг среди десятка наиболее известных политиков страны). Впрочем, в партии Ющенко все же восстановился. Через суд.
Виктор Янукович в недалеком 2012 году оказался на четвертой строчке в рейтинге “самых богатых президентов с зарплатой в 95 100 долларов за год”. По некоторым данным, состояние семьи Януковича составляет 12 миллиардов долларов. (Об этом год назад сообщил бывший советник правительства Украины по экономическим вопросам, старший научный сотрудник Института международной экономики имени Петерсона Андерс Аслунд.) На родине против Януковича завели сразу несколько уголовных дел. Его обвиняют в гибели людей на Майдане, отмывании денег и посягательстве на территориальную целостность страны.
Сейчас местонахождение Януковича не известно. Однако время от времени в СМИ появляются его интервью, в которых он рассказывает о своей позиции в выборе не в пользу евроинтеграции.
Еще один президент (временно ИО) Александр Турчинов сейчас возглавляет секретариат Совета национальной безопасности и обороны Украины.
Молдова
Молдовой за прошедшие 23 года управляли шесть человек, из которых два - временно ИО.
Мирча Снегур стал первым президентом Республики Молдовы, оставаясь на этом посту до 1 декабря 1996 года, когда проиграл выборы Петру Лучинскому. После проигранных выборов Снегур был избран председателем Партии возрождения и согласия Молдовы, которая в составе избирательного блока “Демократическая конвенция Молдовы” преодолела избирательный барьер. Блок позднее участвовал в правящей коалиции, которая существовала с 1998 по 2000 год. Развал правящей коалиции спровоцировал досрочные парламентские выборы 2001 года, в которых приняла участие и партия Снегура, однако проиграла. И в 2003 году прекратила существование, войдя в состав альянса “Наша Молдова”.
Сейчас 75-летний экс-президент пишет мемуары (в 2013 году он выпустил шеститомник “Лабиринты судьбы”) и, по его словам, “радуется каждому дню”.
Петр Лучинский правил страной до 2001 года, после чего стал президентом Фонда стратегических исследований и развития международных отношений Lucinschi. Время от времени он продолжает выступать с экспертными оценками в СМИ относительно политических событий в стране.
Третий президент Молдовы -
Владимир Воронин - больше всего отметился в коррупционных скандалах. Журналисты выяснили, что в гараже семьи экс-президента бронированные авто, машины представительского класса (включая Maybach и спортивный Mercedes McLaren), внедорожники и коллекция ретроавтомобилей. Привычкой экс-президента стала аренда частных самолетов для зарубежных поездок. А вскоре после окончания президентства всплыл скандал с попытками рейдерского захвата Ворониными бизнеса молдавского олигарха Анатоля Стати - Ascom-Grup. Сумма ущерба якобы составила около 1,5 миллиарда долларов.
Только по официальной информации, семья Ворониных владеет долей в “Финкомбанке”, одном из крупнейших коммерческих банков Молдовы. В собственности также находится фирма “Крофт”, торгующая молдавским коньяком. (Подробно об активах Воронина заявляли в Национальной антикоррупционной комиссии в материалах молдавских газет Timpul и “Молдавские ведомости”.)
Сейчас Воронин продолжает активную политическую жизнь. Он является лидером Партии коммунистов Молдовы. На прошлогодних выборах в парламент эта партия заняла третье место.
Еще два человека -
Гимпу Михай и
Лупу Марианн - временно исполняли обязанности президента в период с сентября 2009 по март 2013 года. Первый сегодня возглавляет Либеральную партию, второй - глава Демократической партии. Оба участвуют в активной политической жизни. И прошли в парламент во время прошлогодних выборов.
Астана
Продолжение - в следующих номерах |