|
Ольга Шишанова
Полтора миллиона гектаров поливных угодий, которые сегодня находятся в республике в запущенном состоянии, могут давать прибыль в триллион тенге валовой продукции. Если только, конечно, будут восстановлены
Вода, особенно в засушливых районах, всегда была стратегическим ресурсом. В ходе отчетной коллегии МСХ РК министр сельского хозяйства республики
Асылжан Мамытбеков стал пенять, дескать, считать кубометры никто не привык, вода уходит в буквальном смысле в песок, а из существовавших когда-то в Казахстане более чем двух миллионов гектаров поливных земель фактически используется только чуть больше одного миллиона гектаров.
Да и то “по многим, пусть и функционирующим мелиоративным системам вода подается не вовремя, с перебоями, есть большой износ объектов”. Поэтому в какой-то мере Мамытбеков оправдывает фермеров, которые “вынуждены на землях, которые вроде как числятся поливными, сеять культуры богарные - менее доходные и менее приспособленные для климатических условий того же юга республики”.
Хотя во все времена богарное земледелие, если им занимались профессионалы, имело большое экономическое значение, поскольку позволяло выращивать засухоустойчивые зерновые (пшеницу биологи рекомендуют выращивать все же в подгорной полосе), кормовые и бахчевые.
С другой стороны, никто не мешает сегодня аграрию с умом подходить к этому вопросу. Однако, по мнению министра, крестьянин просто не хочет рисковать ввиду ненадежности получения полива, так как “водохранилища ненадежны, а каналы полуразрушены”. Итог - неэффективное использование “золотого ресурса нашего сельского хозяйства”, считает Мамытбеков.
Между тем, по расчетам МСХ, один гектар поливных земель может приносить доход около полумиллиона тенге, причем на любой культуре - сое, кукурузе, хлопке, бахчевых. Если же умножить эти 500 тысяч на полтора миллиона гектаров, то можно получить почти один триллион тенге валовой продукции. “А у нас все растениеводство дает сегодня один триллион тенге вместе с зерном”, - сетует глава сельхозведомства.
Для того, чтобы исправить ситуацию, Минсельхоз предлагает всем регионам подумать над строительством и модернизацией мелиоративной системы, но при этом не опираясь на Программу развития водного хозяйства, которой предусмотрены средства на возведение и реконструкцию гидротехнических сооружений в размере полутора триллионов тенге - до 2020 года и восьми триллионов - до 2040 года.
“В бюджете столько денег нет”, - говорит Мамытбеков, ссылаясь на ситуацию “падения цен на нефть и недополучением в бюджет многих доходных поступлений”. Поэтому за счет бюджета, по его мнению, нужно только поднять тариф (например, сегодня в ЮКО один кубометр воды стоит 20 тиын), который должен содержать в себе затраты на текущие эксплуатационные расходы и расходы на возмещение капитальных инвестиций, и субсидировать его. Причем, говорит он, потребуется гораздо меньше средств, которые “можно освоить и добиться такого же результата, как при расходе упомянутых полутора триллионов тенге”.
Кстати, сейчас в пилотном режиме уже запущены новые тарифы в Жамбылском районе Жамбылской области и в Коксуском районе Алматинской области, где собираются вовлечь фермеров даже в кооператив водопользователей, в то время как ЮКО инициативу не подхватила.
Однако при этом никто не может дать гарантии, что частники-собственники-аграрии, которые не хотят объединяться даже ради собственной выгоды в ходе посевных и уборочных работ, согласятся на коллективную тарификацию водотоков из собственного кармана, как это видится Минсельхозу.
Между тем эксперты считают, что “сразу на фермеров налегать нельзя”. Необходимо субсидирование в течение хотя бы пяти лет с ежегодным уменьшением субсидирования до нуля и с выходом на полный платеж водопользователя. Тем более, что, по предварительным расчетам, для того, “чтобы восстановить около 600 тысяч гектаров, понадобится примерно более 250 миллиардов тенге”.
Если же взяться за полное восстановление еще 900 тысяч гектаров, там можно будет добиться снижения фильтрации, что позволит сократить расходы, которые пока не названы в точных цифрах, на 30 процентов. Всего же на полное восстановление, как сообщили в кулуарах, возможно, потребуется около 800 миллиардов тенге.
Кроме того, гидротехнические сооружения, часть из которых сегодня находится в коммунальной собственности, часть являются бесхозными, должны будут полностью перейти в собственность республиканскую, что с 2012 года неоднократно обсуждалось Комитетом по водным ресурсам с мажилисменами и региональными акиматами
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |