|
Юлиана Жихорь
Как правило, в условиях нехватки финансовых средств страны прибегают к распечатыванию имеющихся запасов. (Или запускают печатный станок, как это делают США.) И принимают антикризисные планы развития экономики, которые, как правило, предусматривают включение режима жесткой экономии при увеличении финансирования крупных проектов, которые должны стать локомотивами поддержания экономики на плаву и обеспечить рабочие места
Антикризисный план казахстанских властей известен - “Нурлы жол”: активное развитие нескольких секторов экономики, куда и будут направлять основные средства из национальной кубышки - Нацфонда (девять миллиардов долларов, не включая ежегодные трансферты) и личные средства квазигосударственных компаний (входящих в различные холдинги). Ну и, разумеется, бюджетные средства.
Однако стоит упомянуть еще об одном источнике дохода - уже объявленной амнистии в связи с легализацией.
С момента заявления президента о необходимости проведения всеобщей амнистии в связи с легализацией имущества, включая деньги, власти неоднократно сообщали, что ее целями будут сокращение “теневой” экономики, привлечение дополнительных финансовых средств в экономику страны и увеличение инвестиций в экономику страны, стабилизация платежного баланса и дополнительные поступления в бюджет. Последние можно разделить на два сектора: поступления сбора за легализацию (лишь в период собственно акции) и налоги в будущем, собираемые с легализованного имущества и новых производств, куда будут вложены средства.
Если судить по результатам первых месяцев прошедшей акции, то владельцы денег особо не торопятся “заводить” свои средства в Казахстан или вытаскивать “заначки” из потайных мест. Лишь 2,9 миллиарда влились в экономику (благо правительство предложило несколько вариантов инвестирования: от участия в проектах до покупки акций компаний государственного и квазигосударственного секторов).
Эта сумма ничтожно мала с размерами, которые, по мнению финансистов, ежегодно вывозят из Казахстана. Около 140 миллиардов долларов (и это только приблизительные расчеты) выведено из нашей страны только за последнее десятилетие. Надежд, что вернутся все деньги, конечно, нет. Но вот большую их часть вполне возможно возвратить на родину. Хотя бы в виде легализационного 10-процентного сбора.
О чем идет речь?
Статья 67 Налогового кодекса РК обязывает всех граждан, имеющих деньги на счетах в иностранных банках, находящихся за пределами РК, подавать декларацию по индивидуальному подоходному налогу. А заодно и указывать все доходы, полученные из источников в иностранных государствах, в том числе и доходы, полученные в стране с льготным налогообложением.
Такие декларации наши граждане подавали. Но, если верить слухам, которые муссируются в кулуарах Астаны, таковых у нас ничтожно мало.
А вот теперь самое интересное.
Наша страна в декабре прошлого года ратифицировала Страсбургскую конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам (ратифицирована в 60 странах из 82 присоединившихся). Суть ее в автоматическом предоставлении любой информации, касающейся налогоплательщиков, в странах, присоединившихся к Конвенции. То есть если раньше Казахстан обменивался налоговой информацией с иностранными государствами по 46 двусторонним конвенциям об избежании двойного налогообложения и соглашениям об обмене информацией с шестью странами на основе долгих бюрократических процедур (запрос - ответ), то теперь все будет крайне легко: в рамках Конвенции можно автоматически получать информацию на запросы, отправленные другими способами, нежели в письменном виде. Ну и, наконец, документ позволяет проводить налоговые проверки на территории заинтересованных стран: наши специалисты могут участвовать в налоговых проверках на территории других стран - участниц Конвенции.
А это означает, что казахстанские налоговики могут уже сейчас запросить информацию по счетам и имуществу казахстанцев за рубежом у любой страны-подписанта, включая несколько офшорных зон (Мальта, Сингапур, Белиз, Гватемала, а также США, Португалия, Нидерланды и Великобритания в их офшорных зонах). Ну а копнув зарубежные счета, о которых Казахстану ничего не известно (и налоги не оплачены), фискальным органам ничего не стоит углубиться в историю происхождения этих денег. И вариант “осталось в наследство” - не вариант. Налоговики при желании могут докопаться до финансовых возможностей родственников по седьмое колено.
Кстати, это может коснуться и имущества, которое наши граждане накупили за рубежом.
В общем, если налоговики захотят, то дойдут до источника происхождения сокрытых денег. И тогда “сядут все”. Легализация же, как говорится в законе, хоть и не дает возможности легализовать “коррупционное” имущество, но проверять легальность именно его происхождения никто не будет.
Если же посмотреть по количеству имущества и денег за границей, то складывается ощущение, что началось очередное великое переселение народов. Болгарии, Турции, ОАЭ (Дубай) и многим другим уже пора обзаводиться кварталами “маленький Казахстан”. Впрочем, “маленьким” тамошнее имущество вряд ли можно назвать. Поговаривают, что на многих веточках островов-пальм в Дубае все места заняты имуществом казахстанских граждан.
И вновь заявления, что якобы это имущество вполне официально куплено и оформлено на казахстанцев-владельцев - не вариант. Налоговики вполне резонно зададут вопрос: “Откуда деньги, Зин?” и проверят законность их происхождения.
В общем, учитывая непростое экономическое положение в мире, ожидать увеличения инвестиционного потока извне на реализацию глобальных инвестиционных проектов внутри Казахстана не стоит. А потому власти сейчас приложат максимум усилий, включая фискальное давление, чтобы вернуть в страну (или в активный экономический оборот) все ранее выведенные или сокрытые от налоговых глаз финансы и имущество. Если, конечно, их владельцы не воспользуются возможностями легализации.
Кстати, вариантов “легализовать” свое имущество во время введения всеобщего декларирования доходов и расходов тоже нет. Дело в том, что избежать тщательных налоговых проверок первоначальных деклараций физических лиц не удастся. Кризис обязывает.
Астана |