|
Ольга Шишанова
Депутаты мажилиса парламента РК призывают правительство перестать проводить эксперименты над системой образования и вернуть советскую систему обучения
Не секрет, что именно качество образования во все времена было стержнем, который определял не только уровень развития государства, но и либо выводил его на новый виток развития, либо неизбежно вел к деградации. Нынешний век - не исключение, а скорее, наоборот, вызов, ибо с каждым днем возрастает потребность в высококлассных специалистах, особенно на фоне современных интеграций, того же ЕАЭС.
Между тем, по последним данным, в Казахстане только за одно предыдущее десятилетие, не говоря уже обо всем времени, прошедшем со времени перестройки, в систему образования четырежды вносились серьезные изменения, которые мажилисмены иначе как экспериментами над детьми не называют.
Действительно, за это время сменилось несколько министров образования и науки, причем каждый стремился внести свою лепту, но системе образования в республике от этого лучше не становилось. Да и не только системе.
Как показывают социологические исследования последних лет, “в жизнь вошло поколение с размытыми ценностными ориентирами и ярко выраженным непрофессионализмом, да еще и с утраченным здоровьем”. Зато отечественная система образования “все реформируется и преобразовывается”. Но ни одна реформа не доведена сегодня до конца, более того, никто не несет ответственности за бездумно и неэффективно потраченные средства - только за два года (2008 - 2010) неизвестно на что было потрачено восемь миллиардов тенге.
При этом финансирование отрасли возрастает с каждым годом, однако до сих пор нет анализа - ни положительного, ни тем более отрицательного - на все нововведения, зато видно, что уровень образования в стране неуклонно снижается, а авторитет учителя падает. Причем на протяжении всех последних лет.
Подтверждением служит хотя бы тот неоспоримый факт, что руководители всех рангов и мастей неуклонно, но верно приглашают на работу специалистов из других стран, и не только тех, которые владеют высокоточными профессиями.
И это еще не все.
Дело в том, что в наступившем году систему образования Казахстана ждет новый виток в развитии, который будет призван кардинально изменить формат среднего образования - введение 12-летнего обучения “по образу и подобию” зарубежных систем. Однако насколько умнее станут сегодняшние школьники и, что немаловажно, здоровее от того, что пойдут в школу не в семь, как это было принято на протяжении десятилетий, а в шесть лет, и проведут там не 10 и даже не 11, а целых 12 лет, никто из современных экспертов даже не берется предсказать.
Кроме того, судя по неофициальным данным, при вот таких нововведениях зачастую никто не прислушивается к мнению не только родителей, но даже учителей, чья профессиональная квалификация, казалось бы, дает право на выражение собственного мнения хотя бы как практика. А мнение это таково, что 12-летнее среднее образование с профильным обучением нисколько не повлияет на потребность современной молодежи в дополнительных знаниях, поэтому не только в большинстве своем общество, но также депутаты становятся противниками введения 12-летнего образования в средней школе.
Причин тому даже на первоначальном этапе нововведения несколько.
Во-первых, и это нужно признать, даже в существующем сегодня формате средней школы в республике все еще присутствуют дефицит квалифицированных педагогических кадров и переизбыток ученических мест.
Во-вторых, по-прежнему плохо обстоят дела с материально-техническим снабжением учреждений образования, до сих пор не решена проблема аварийных и трехсменных школ, отсюда проблемы и с качеством обучения.
В-третьих, как считают ученые-физиологи и гигиенисты, шестилетние дети все-таки существенно отличаются от семилетних. Многочисленными исследованиями доказано, что шестилетний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником, и он психофизически не готов к обучению в школе. Интенсивное развитие организма делает шестилетнего ребенка очень чувствительным к различным неблагоприятным влияниям и нередко приводит к изменениям в организме, повышающим риск различных заболеваний.
И, наконец, в-четвертых, введение 12-летнего цикла обучения потребует значительных финансовых затрат и других ресурсов, например, расширения школ, увеличения штата учителей, а значит, увеличения финансирования заработной платы, разработки и создания нового поколения учебно-методической литературы. И где гарантия, что все это будет сделано вовремя и сообразно возникающим потребностям, в то время как сегодня в уже существующей системе даже предыдущие реформы, направленные на ее улучшение, во многом “зависли”.
Все это заставляет в очередной раз пересматривать существующие парадигмы образования, а депутатов мажилиса пойти на то, чтобы предложить правительству, в первую очередь МОН РК, “взять за основу советскую систему образования с учетом современных тенденций и общественного мнения”.
Астана |