|
Мария Коленко
На сцене Государственного академического русского театра драмы имени Михаила Лермонтова состоялась премьера комедии по одноименной драме Антона Чехова “Чайка”
Пьесу в четырех действиях, написанную Чеховым еще в 1895-1896 годах, уже не раз ставили на лучших мировых театральных сценах. По числу постановок, инсценировок, интерпретаций и экранизаций автор “Чайки” не уступает ни одному из общепризнанных классиков драматургии. Теперь и алматинцы смогли насладиться прекрасной постановкой народного артиста РК, лауреата Госпремии РК и независимой премии “Платиновый Тарлан” Рубена Андриасяна спектакля “Чайка” на Малой сцене любимого театра. Действие пьесы разворачивается в поместье Петра Сорина (Виталий Гришко), где он проживает, будучи в отставке, со своим племянником - Константином Треплевым (Роман Жуков). Роль сестры Сорина - известной актрисы Ирины Аркадины исполнила лауреат премии “Серпер” Анастасия Темкина. По сюжету она гостит в имении вместе со своим возлюбленным - еще более известным беллетристом Борисом Тригориным (Виталий Багрянцев). Хочется отметить, что молодые актеры Роман Жуков и Виктория Павленко прекрасно справились со своими ролями Константина Треплева и Нины Заречной, а когда в спектакле прозвучала уже ставшая крылатой фраза Нины: “Я слишком проста, чтобы понять Вас!” - зал пришел в полный восторг.
Суровый образ Шамраева в исполнении заслуженного деятеля РК Анатолия Креженчукова, который по пьесе хотя и не является впрямую человеком искусства, тем не менее всегда интересуется им, в особенности литературным творчеством, был как никогда уместен, а постоянно одетая в черное, носящая траур по своей жизни Маша (Алина Руденко) прекрасно контрастировала с одетой в белое Заречной.
Столь многослойная пьеса с особой палитрой оттенков добра и зла несет в себе огромное количество смыслов. Как писал сам Чехов, “вопреки всем правилам драматического искусства” он раскрывает сложное соотношение природного и человеческого.
В каждом персонаже пьесы зритель смог ощутить борьбу между духовным и материальным началами. Актеры спектакля смогли мастерски донести до публики ту самую комическую долю, которую, казалось, рассмотреть в “Чайке” могут лишь единицы, - каждый персонаж на протяжении всего действия постоянно стремится к достижению некоего идеального счастья. И, естественно, у каждого из них свой идеал. Но это упорное стремление, порой выглядящее одержимостью, объединило всех персонажей. И на этапе воплощения героями себя в искусстве и поисках идеальной любви зритель понимает необходимость смотреть в жизни на ситуации со стороны с существенной долей юмора.
Сначала я задавалась вопросом, как можно поставить классический спектакль, подразумевающий наличие большого количества героев и декораций на “театральный сантиметр”, на Малой сцене? Однако режиссеру Рубену Андриасяну и художнику-постановщику, лауреату премии “Золотая маска” (Россия), лауреату Госпремии Республики Беларусь Эрнсту Гейдебрехту удалось создать атмосферу той самой классической “Чайки” и сближения зрителей с персонажами.
Небанальными оказались в спектакле переходы между действиями - работники сцены в костюмах дворовых меняли декорации под звуки романса на стихи Федора Тютчева “Я встретил вас...”.
Финальная сцена, где Евгений Дорн, роль которого исполнил заслуженный артист РК Геннадий Балаев, приносит Тригорину весть о том, что Треплев покончил жизнь самоубийством, заставила зрителей поволноваться - в этой сцене неожиданно погас свет, и было слышно, как по крыше стучат капли дождя.
“Все настолько потрясло меня, поклонницу Чехова, что хотелось сразу и плакать, и смеяться, и трепетать, и метаться от переживаний, и смирно сидеть, задумавшись о каждом моменте спектакля. Актерский состав заворожил силой своей игры так, что я не могу выделить кого-то одного, а хочется говорить сразу о всех. У меня у самой создается такое впечатление, что я умею только восторженно хвалить без разбору, но это не является правдой, вы все просто невероятны до опьянения, настолько, что от вашей игры хочется петь, танцевать, также играть на сцене - я думаю, каждый из тех, кто играет в “Чайке”, сегодня вдохновил зрителя”, - поделилась впечатлениями зритель спектакля Елизавета Золотухина.
“Чайка” по праву считается наиболее автобиографичной пьесой Чехова. В ней можно уловить все то, что действительно волновало автора - его мысли о борьбе с рутиной, об искусстве, о муках творчества и поисках новых форм, об ответственности таланта перед требованиями жизни. Интересно наблюдение английского драматурга Джона Пристли о том, что Чехов “поделил свою собственную личность между тремя персонажами: Тригориным, популярным беллетристом, - то, от чего он сам устал, Треплевым, борющимся, как и он сам, за новые формы выразительности, и доктором Дорном, как и он сам, врачом, не случайно симпатизирующим исканиям Треплева”.
“Чайка” Андриасяна - хороший, глубокий спектакль с классической постановкой. Несмотря на то, что пьесу Чехова все прекрасно знают, напряжение не отпускало зрителей до самого конца. Способствовали созданию настоящей чеховской атмосферы чудесные декорации, костюмы и музыка.
Рубен Андриасян: “Чем меня привлекла эта пьеса? Совпадения с современностью потрясающие. Герои Чехова живут на стыке веков, на сломе эпох. И мы тоже. Они не знают, как приспособиться к новым временам. И многие из нас тоже”. |