Юлиана Жихорь
Первое пленарное заседание мажилиса после затянувшихся новогодних каникул оказалось скудно на законопроекты, но показало, что все эти дни депутаты держали “руку на пульсе” грядущих в стране перемен. О чем, собственно, они и известили членов правительства, забросав их депутатскими запросами
Сразу два парламентария коснулись темы образования. Галина Баймаханова подняла в очередной раз тему перевода отечественного образования на 12-летку. “Страна уже 20 лет перестраивает образовательную систему, экспериментируя на наших детях, их судьбах и будущем государства. Приходят и уходят министры, каждый пытается внедрить в образовательную систему свои представления, соответствующие уровню интеллектуального развития, и свой краткосрочный опыт жизни, а системе образования становится все хуже”, - говорится в ее запросе на имя премьера. И печально отмечается, что “в жизнь вошло поколение с размытыми ценностными ориентирами и ярко выраженным непрофессионализмом, да еще и с утраченным здоровьем”. И все потому, что до сих пор ни одну реформу в системе образования так и не довели до конца, равно как никто не понес ответственности за потраченные в никуда бюджетные средства.
Вот и опасается депутат, что очередная инициатива по внедрению 12-летней системы обучения вновь стала идеей фикс. “Станут ли наши дети умнее и здоровее от того, что пойдут в школу в 6-летнем возрасте и проведут там не 10 или 11, а целых 12 лет? Так ли уж нужно обществу 12-летнее среднее образование с профильным обучением? Мы категорически против введения 12-летнего образования в средней школе”, - заявила мажилисвумен, под запросом которой подписались все члены фракции “Народные коммунисты”.
Причин много: и при 11-летке-то учителей не хватает, и качество обучения хромает, и “ученые-физиологи и гигиенисты говорят о том, что 6-летние дети существенно отличаются от 7-летних”, и денег на очередное переформатирование системы образования сейчас в бюджете нет (кризис как никак).
“Мы призываем правительство и МОН РК отказаться от попыток сменить парадигму школьного обучения и сосредоточить силы и знания на совершенствовании существующей школьной программы, взяв за основу советскую систему образования с учетом современных тенденций и общественного мнения”, - резюмировали народные коммунисты.
Тем временем другой парламентарий - Виктор Киянский - заинтересовался уровнем интеллекта студентов и их преподавателей. Точнее, объемами плагиата в научных трудах и тех, и других и эффективностью работы системы “Антиплагиат”, действующей в стране уже четыре года. “На подготовку программы и ее запуск истрачены значительные бюджетные средства, однако, как показывают публикации в СМИ, качество, эффективность и результативность ее функционирования вызывает множество вопросов без ответов”, - отмечается в его запросе министру образования и науки РК Аслану Саринжипову. Добавить к этому собственные антиплагиатовские программы вузов, так суммы возрастают в разы. А толку?
“Общественность бьет тревогу по поводу новой напасти, когда для получения научного звания профессора наши соотечественники в массовом порядке публиковали статьи в нерецензируемых журналах и эти материалы учитывались. При этом высокая плата за такие публикации часто оказывалась банальным мошенничеством со стороны издателей журналов. Это стало своего рода бизнесом на тех изменениях, которые внесли в Закон “Об образовании”. Складывается парадоксальная ситуация: чем больше министерство централизует процедуры защит и создания научных советов, тем больше случаев неконтролируемого плагиата”.
Депутат поинтересовался, во сколько в итоге государству обошлась программа “Антиплагиат” и затребовал мониторинг по результатам ее эффективности и результативности за эти годы. А заодно спросил: сколько отклонено докторских диссертаций по причине выявленного плагиата за период внедрения системы?
В конце концов, идея “скрещивания” наук с практикой обходится бюджету страны в немаленькую сумму. А при фиктивной науке о результативной практике можно и не мечтать.
Астана |