|
Война санкций продолжается. В прошлом номере “НП” мы уже рассказывали о принципах ведения современных войн - чтобы ослабить оппонента, лидера государства, необходимо в первую очередь “пройтись” по его ближайшему окружению. Это, как правило, ключевые фигуры в государстве и представители крупного бизнеса. Последние, кстати, также имеют возможность влиять на ситуацию - капитал позволяет. Вместе с тем этот класс серьезно зависим от Запада.
В общем, мы приступаем к новому циклу исследований, где расскажем о тех людях, которые в санкционных списках США и Европы. Начнем с представителей бизнеса
Открывает материал
Геннадий Тимченко. У него двойное гражданство России и Финляндии. Об этом в одном из интервью рассказывал свободно - объяснял такое положение дел девяностыми годами прошлого столетия. Мол, тогда его бизнес вставал на ноги, и ему просто необходимо было иметь два паспорта, чтобы не тратить время на получение виз. Кстати, Тимченко тепло относится к собакам. Особенно к породе лабрадор. И это факт, который подтвердил сам Геннадий Николаевич, его собака Роми - дочь той самой Кони от первого помета. По его словам, Владимир Путин просто хотел отдать щенка в “приличные руки” и он, естественно, согласился. К слову, было это примерно 10 лет назад.
Кстати, именно в то время начали говорить об их дружбе. По словам Тимченко, с подачи Бориса Березовского. А еще он говорит, что благодаря именно Борису Абрамовичу он стал знаменит - появлялся в печати и на каналах. Впрочем, к этим отношениям мы еще вернемся. Сейчас же приведем некоторые факты из его биографии, которые напрямую связаны с решением Госдепа США внести его фамилию в санкционные списки.
Итак, Геннадий Николаевич родился 9 ноября 1952 года в Ленинакане. Однако школу он закончил в Болграде - Одесская область. Имеет высшее образование и специальность “Инженер-электромеханик”. Работал по профессии - занимался производством электрогенераторов для атомных станций. Однако настоящая работа началась позже, когда он устроился в Министерство внешней торговли СССР. Позже приобщился к нефтянке - стал замдиректора “Киришинефтехимэкспорт” - создано на базе Киришинского НПЗ. В свое время этот НПЗ входил в тройку крупнейших в РСФСР. Далее, ближе к развалу Союза, переходит на работу в Urals Finland Oy и переезжает в Финляндию. Через четыре года, в 1995 году, становится генеральным директором. Тогда компанию переименовали в International Petroleum Products Oy. 1997 год стал для него знаковым - он совместно с Торбьерном Тернквистом основал компанию Gunvor. Именно через эту компанию продавали нефть “Роснефть”, “Газпромнефть” и частные компании ТНК-BP и “Сургутнефтегаз”. По крайней мере, это сообщают открытые источники. Конечно, Тимченко уже не в доле (как известно, он продал свою долю в Gunvor накануне введения санкций), но в качестве информации для размышления мы приведем такую цифру - в 2011 году выручка Gunvor составила 87 миллиардов долларов.
Семерка для Тимченко знаковое число: в 2007 году он создал частный инвестиционный фонд Volga Resources Group, через который он управляет своими российскими и международными активами. Итак, по состоянию на апрель 2014 года он владел 23 процентами акций газодобывающей компании “Новатэк”, 63 процентами акций строительной компании “Стройтрансгаз”, 30 процентами акций угледобывающей компании “Колмар”, 89 процентами акций компании “Сахатранс”, 50 процентами акций компании “Суходол”, строящей угольный терминал в Приморье, 50 процентами акций газодобывающей компании “Петромир”, 80 процентами акций железнодорожной компании “Трансойл”. Также в списке его активов 15,3 процента акций газоперерабатывающей и нефтехимической компании “СИБУР Холдинг”, 12,5 процента акций страховой компании “СОГАЗ”, 49,1 процента акций страховой компании SOVAG AG (Германия), 9 процентов акций банка “Россия”, 100 процентов акций производителя питьевой воды ООО “Акваника”, 25 процентов акций группы компаний “АРКС”, 25 процентов акций “СК Мост” и 50 процентов спортивного комплекса “Хартвалл Арена” в Хельсинки (Финляндия).
Как сообщают независимые источники, есть версия, что Геннадий Николаевич некогда служил в Первом главном управлении КГБ СССР. Однако сам Геннадий Тимченко это отрицает - в одном из интервью The Wall Street Journal он указал, что его никогда и ничего не связывало с этой структурой. Раскручивали эту версию только потому, что он находится в достаточно близких отношениях с Владимиром Путиным. И он постоянно, это происходило еще до введения санкций, говорил: “Я считаю, что то, кем я был и кем я стал, связано с процессами, происходившими тогда в стране. Между моим успехом и знакомством с Путиным не было, нет и не может быть никакой связи”. Далее добавил: “Не все предприниматели, которые знакомы с Путиным, добились успеха”. И, как подчеркивает Тимченко - основные сферы интересов, которые объединяют его и Путина - дзюдо, хоккей, горные лыжи и Русское географическое общество, членом попечительского совета которого он является.
Но, как мы знаем, Госдеп США так не считает. Результат - включение в список от 20 марта 2014 года. По данным Минфина США: “У Президента РФ Владимира Путина есть инвестиции в компанию Gunvor и он может иметь доступ к средствам компании, а сам Тимченко имеет прямое отношение к Путину”. Кстати, с введением санкций США он перестал пользоваться личным Gulfstream, у него появился кошелек с наличными, а на смену картам Visa и MasterCard пришла китайская система UnionPay. Как он говорил сам в одном из интервью - к этим деньгам американцы точно не дотянутся.
Аркадий и Борис Ротенберги также в списке как лица, особо приближенные к президенту РФ. Братьев с президентом России объединяет еще детская дружба - они занимались у одного тренера по самбо - Анатолия Рахлина. В открытых источниках есть информация, что в начале 90-х прошлого столетия Аркадий помогал Владимиру Путину держать себя в форме и продолжать занятия по дзюдо - выступал спарринг-партнером. К слову, тогда президент России занимал должность председателя Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. Кстати, Аркадия дзюдо объединяет с еще одним человеком - Геннадием Тимченко. Известно, что в 1998 году он стал генеральным директором Петербургского спортивного клуба дзюдо “Явара-Нева”. А он был создан по идее Путина и при поддержке Тимченко.
Конечно же, параллельно с занятием боевыми искусствами братья Ротенберги делали деньги. Вообще их работа началась с создания фирмы “Грант” в 1993 году. Однако серьезно зарабатывать братья начали с 2001 года, когда приобрели банк “Северный морской путь” (СМП). С этих лет их материальное состояние только улучшалось - с 2002 года Борис Ротенберг владел 25 процентами акций компании “Газтагед”, что в свое время была одним из крупнейших трубных трейдеров “Газпрома”. Сегодня компании “Газтагед” не существует, но есть компании “Трубная промышленность” и “Трубный металлопрокат”. Позже, в 2007 году, была учреждена компания “Стройгазмонтаж”, которая в марте 2008 года выиграла тендер “Газпрома” на строительство наземной части Nord Stream, ветки Грязовец - Выборг. Далее были подряды от “Газпрома” на строительство газопроводов Джубга - Лазаревское - Сочи и Сахалин - Хабаровск - Владивосток. Позже, в 2010 году, братья приобрели компанию “Северный европейский трубный проект”.
По оценке журнала Forbes, с 2008 года компании, связанные с братьями, получили госзаказы примерно на 1 триллион рублей. Вот выдержка из доклада Минфина США: “Братья сделали миллиарды долларов на контрактах для “Газпрома” и выполняя контракты для Олимпиады в Сочи, участие в которых им обеспечил Путин. Оба брата накопили огромное состояние в годы правления Путина. Братья получили контракты в рамках Сочинской Олимпиады примерно на семь миллиардов долларов, их личное состояние увеличилось на 2,5 миллиарда долларов всего лишь за последние два года”. И, скорее всего, именно поэтому пресса называет Аркадия и Бориса Ротенбергов бизонами и даже королями госзаказа.
Есть еще некоторые интересные подробности, связанные с санкциями. Но теперь уже с ограничениями, которые ввел Евросоюз. Так, 23 сентября 2014 года сообщает Lenta.ru: “В список опечатанной недвижимости, кроме отеля в Риме (Berg Luxury. -
“НП”
) входит квартира в Кальяри, вилла в городе Вилласимиус, вилла в Тарквинии, две виллы в Арзакене. Всего арестовано активов и имущества на сумму 30 миллионов евро”. Но интересно другое - именно в связи с этим, говорят эксперты, Государственная дума РФ приняла закон, согласно которому потери от конфискации имущества российских граждан (за рубежом) будут возмещаться из федерального бюджета. Этот документ тут же назвали “Законом Ротенберга”.
Юрий Ковальчук имеет славу гениального управленца и человека, который смог превратить некогда небольшой банк в настоящую бизнес-империю. К тому же, по мнению Минфина США, он является персональным банкиром чиновничьей элиты России. Но обо всем по порядку. Сначала активы. В первую очередь он основной акционер банка “Россия” - 42 процента акций. Через эту структуру, утверждают эксперты, он владеет долями в страховой группе “Согаз”, Газпромбанке, “Национальной медиагруппе”, “СТС Медиа” и “Tele2 Россия”. Также есть в обойме Первый канал, Пятый канал и газета “Известия”.
Вообще, Юрий Ковальчук - человек науки. Он окончил физфак Ленинградского университета, а потом и аспирантуру АН СССР. Позже защитил кандидатскую и докторскую. А в 1987 году, тогда ему было 36 лет, стал первым заместителем Жореса Алферова - директора Физико-технического института имени А.Ф. Иоффе. В бизнесе с 1991 года. Однако до его прихода был интересный момент в его жизни, который приводят “Ведомости”: “Молодые замы Юрий Ковальчук и Андрей Фурсенко предложили Алферову разделить институт на два: в одном оставить дотационную науку, а в другом - то, что можно патентовать и продавать: инновации, - вспоминает тогдашняя аспирантка ФТИ Ольга Курносова. - Ковальчук намеревался возглавить зарабатывающую часть, а прибылью делиться с институтом. ФТИ не согласился, и они ушли”. С ними же ушел и начальник иностранного отдела ФТИ Владимир Якунин, сегодня - президент ОАО “РЖД”. “Мы считали нужным выделить ведущих сотрудников и оплачивать их работу выше, плюс сориентировать часть института на инновации. Готовность к таким преобразованиям была гораздо меньше. Мы опережали время”, - объяснил “Ведомостям” Фурсенко. И, как утверждает то же издание: “Ковальчук, Якунин и Фурсенко организовали некоммерческий Центр передовых технологий и разработок, затем Инженерно-технический центр на базе предприятия ВПК “Светлана”. Одним из их проектов стал банк “Россия”. Позже, в сентябре 1991 года, мэр Петербурга Анатолий Собчак поручил Владимиру Путину, тогда еще председателю Комитета мэрии по внешним связям, подготовить документ по созданию на базе банка “Россия” стабилизационного фонда Ленинградского района с привлечением иностранных инвесторов.
Это, можно сказать, начало большого пути банка “Россия”. Вообще, по словам людей из ближайшего окружения Ковальчука, у него всегда был талант искать нужных инвесторов. К примеру, в начале 90-х годов прошлого столетия он познакомился с нефтетрейдером Геннадием Тимченко и его партнерами по компании “Кинэкс”. “Кинэкс” - сокращенно от “Киришинефтехимэкспорт”. Кстати, в 1997 году после очередной эмиссии 20,6 процента акций банка получила финская International Petroleum Products (IPP), принадлежащая Геннадию Тимченко и его коллегам. Позже, утверждают “Ведомости”, в составе акционеров появилась компания “Северсталь-групп” и Сургутнефтегаз.
По мнению некоторых источников, Юрий Ковальчук считается самым состоятельным российским банкиром - размер капитала, который принадлежит ему и его семье, примерно 45 миллиардов рублей. Как известно, сегодня банк “Россия” серьезно ограничен Минфином США. Это означает: “Введение блокировки всех американских активов банка и запрет на осуществление всех операций по любым зарубежным счетам. Все переводы, попытки провести какие-либо операции с резидентами США или на территории США, оплатить услуги должны быть заблокированы”. Поэтому сегодня банк работает преимущественно с рублем.
Кстати, есть занимательная подробность - после введения санкций Владимир Путин открыл в нем счет для начисления своей заработной платы. Что, по словам Ковальчука, консолидировало людей и привлекло дополнительных вкладчиков. Как правило, это простые люди и их деньги, исключительно в финансовом плане не играют роли с точки зрения состоятельности банка. Однако здесь, считает Юрий Ковальчук, важно другое - поддержка: “Для банка с 15 миллиардами долларов активов эта пожилая женщина (ранее в разговоре упоминалось - в банк приходили простые люди и приносили свои сбережения. -
“НП”) финансово это не значит ничего. Но дело в том, что это стоит дороже, чем любые финансовые вложения. Здесь есть “фактор Путина”. И он безусловен. Дело в том, что люди интуитивно чувствуют, по какую сторону баррикады находится бизнес. Вы должны для себя решить, где ваша семья, где ваш дом. Нет, я не против того, что вы можете иметь квартиру за границей или виллу на Лазурном берегу, ради Бога.
Вопрос заключается в том, где дом? И дом - это не только деньги, где твоя семья, где учатся твои дети, где они работают и какую спортивную команду ты спонсируешь. Дело в том, что бизнес - разный. Один может держать серьезную команду, клуб Высшей лиги, а другой - дворовую. Это не важно. Вопрос в том, где эта команда находится - здесь или за пределами твоей страны? И в этом смысле если вы хотите формировать отношение общества к бизнесу, то вы должны определиться с этим вопросом”, - рассказал в интервью “Вестям недели” Юрий Ковальчук.
Продолжение следует.
С использованием материалов из открытых источников.
Подготовил Алан Байтенов |