|
Ольга Шишанова
В столичном театре “Астана Опера” состоялась премьера национального балета “Карагоз” на музыку выдающегося казахского композитора Газизы Жубановой. Накануне премьеры наш корреспондент побеседовал с создателями спектакля, чьими усилиями зрители смогли насладиться роскошной постановкой
По сюжету Карагоз - любимая внучка знатной байбише Маржан из богатейшего рода Осер, которая готовится стать женой Нарши из могущественного рода Досан. Но наследственная психическая болезнь, передавшаяся ей по материнской линии, дает о себе знать. Чтобы подшутить над невестой, одна из подруг явилась в образе Нарши, другие переоделись в стрекоз. Испугавшись, Карагоз убегает в степь, рискуя там заблудиться. Ей на помощь приходит прекрасный юноша-сал - давний друг Сырым. Молодых людей в свое время сблизило горе - оба рано остались без матерей. Все чувства, которые Карагоз готовила для своего жениха, она перенесла на своего спасителя Сырыма, открыв для себя неизведанный мир любви. Однако вековые традиции сильнее чувства, и девушку выдают замуж за любящего ее, но нелюбимого Наршу. Карагоз убегает к Сырыму, однако беглецов настигает погоня. Карагоз окончательно сходит с ума. Перед самой смертью к ней возвращается разум, и она словно сквозь сон видит дорогих ей Сырыма и Наршу - оба готовы отдать за нее жизнь, но жизнь покидает саму Карагоз. Она обретает счастье в своем горьком несчастье.
“В своей работе мы постарались реализовать идеи хореографа Вакиля Усманова. Это классическая по своей сути постановка, композиционные уровни которой находятся в постоянном динамическом развитии. Повествовательность, отчасти реалистичность первого акта сменяются фантасмагорией второго. Сценография балета “Карагоз” - это симбиоз линий, форм, цвета и света. Работая над ней, мы постарались учесть все технические возможности театра. При изготовлении нами декораций были использованы современные материалы. Так, уникальная обработка пенопласта позволяет превратить этот материал практически в бетон. Это делается для того, чтобы декорации сохранились как можно дольше и могли транспортироваться при выезде театра на гастроли”, - поделились своим мнением художники-постановщики спектакля Софья Тасмагамбетова и Павел Драгунов. По их словам, у хореографа к ним были совершенно четкие требования - по цвету, по воздушному пространству, по стилистике. У художников все так и получилось - первый акт стилистически более традиционный, декоративный, узнаваемый, в котором все понятно. Там, как и в сюжете, прослеживается повествовательность. А вот во втором акте происходит в буквальном смысле сумасшествие. В либретто так и написано в начале второго акта: и длилась долго темная ночь...
Кстати, более полусотни национальных костюмов, предназначенных для постановки балета, расшивались вручную. Для их изготовления использовались шифон, бархат, сутаж, многие другие материалы. Цветовая палитра спектакля выдержана в мягких тонах. Художником по свету выступил Дмитрий Симкин. По его словам, свет в спектакле играет огромную роль, он создает его атмосферу и форму. В постановке мастером также используются видеопроекции и компьютерная графика. Ну а бутафорию готовили более двух месяцев, используя в основном папье-маше и гипс. “В своей работе мы думали об артистах, чтобы им было удобно и легко поднимать предметы, танцевать с ними в руках. Зритель должен оценить красоту и правдоподобие созданных нами вещей, которые не должны выделяться, но в то же время гармонично сочетаться с многообразием декораций и костюмов”, - рассказали бутафоры.
И, наконец, музыкальную редакцию балетного спектакля “Карагоз” осуществили заслуженный деятель РК Абзал Мухитдинов и профессор Европейской академии балета, лауреат международных конкурсов балетмейстеров Вакиль Усманов.
“Концепция данной редакции балета шире музыкального первоисточника - балета Газизы Ахметовны “Карагоз”, что был поставлен в 80-х годах. Кроме того, она ближе к литературному источнику, - поделился с “НП” музыкальный руководитель театра Абзал Мухитдинов. - Чтобы показать и раскрыть многогранность музыкальных и хореографических образов, нам пришлось обратиться ко всему творчеству Газизы Жубановой. Так, помимо музыки к самому балету “Карагоз”, в этой редакции мы используем третью симфонию “Сарыозекские метафоры”, скрипичный концерт, а также две части струнного квартета”. Получилось, что “мы расширили этот балет, который идет в двух актах, и в принципе оно все достаточно органично слилось воедино, и получился такой монолитный спектакль”, - добавил Мухитдинов.
Действительно, музыка Газизы Ахметовны очень глобальная, даже космическая. Особенно если говорить о втором акте, где исполняется третья симфония Жубановой, о которой упоминает Мухитдинов, когда там слышны колокола вселенского масштаба, когда слышно тоскливо-шаманское звучание кыл-кобыза. И вот эта шаманская связь с космосом, которая передана с помощью древнего инструмента, она буквально переливается в эту странно-нереальную постановку. И, конечно же, сам стиль Газизы Ахметовны, ее музыкальный язык, по отзывам специалистов, очень не простой для восприятия, хотя и очень современный, играет во всем этом немаловажную роль. Однако вместе с визуальным рядом все вместе, вся эта фантасмагорическая смесь получается очень даже неординарной. Впрочем, постановки хореографа Вакиля Усманова и так славятся своей нестандартностью, они не повторяют то, что мы привыкли видеть в балете, у мэтра свои хореографические находки, весьма интересные мизансцены, дуэты, трио или те же роскошные сольные танцы.
Астана |