|
Ольга Шишанова
Статистика утверждает, что ежегодно в Казахстане в дорожно-транспортных происшествиях гибнут в среднем 16 человек на сто тысяч населения, в то время как, согласно данным Мичиганского научно-исследовательского института, в таких странах, как Германия, Британия или Швейцария, этот показатель в три раза меньше и составляет в среднем пять-шесть человек
Приведенные выше статданные хоть и высвечивают серьезные цифры, но показывают, что предела “совершенству” нет. В некоторых регионах Казахстана на сто тысяч населения эти данные еще выше - в Жамбылской области этот показатель равен 28 погибшим, в Алматинской - на четыре человека меньше.
Между тем только в прошлом году, по данным МВД РК, в республике зарегистрировано более 23 тысяч ДТП, в которых погибло более трех тысяч человек, а ранено было почти 30 тысяч. Общее количество дорожных происшествий увеличилось на 65 процентов в сравнении с 2012 годом.
И хотя в 2012 году правительство РК утвердило Программу обеспечения безопасности дорожного движения на 2012-2014 годы, ее цели, по мнению специалистов Счетного комитета, так и не были достигнуты, тем более, что она утратила свою силу опять же постановлением правительства уже в мае нынешнего года.
Так, внедряемая интеллектуальная система контроля за дорожным движением, стоимость которой обошлась более чем в миллиард тенге, оказалась не соответствующей своему технико-экономическому обоснованию. Более того, на нее не было проектно-сметной документации. Странно при этом, что некоторые компоненты программы установили в регионах, где напрочь отсутствовали специальные центры, которые могли бы обработать такую информацию.
Например, в городах Темиртау или Шымкенте установили систему фиксирования превышения скоростного режима и возможного проезда на запрещающий сигнал светофора, которая на самом деле этого не фиксировала. Между тем только одна она обошлась в 76 миллионов тенге.
А такие системы действительно не помешало бы установить в населенных пунктах республики, причем не только в городах, потому что по-прежнему “главным фактором возникновения ДТП является низкая транспортная дисциплина водительского состава”.
Так, по вине водителей совершено более 21 тысячи ДТП, тогда как в 2012 году - на 72 процента меньше, что составило 91 процент от всех происшествий, при которых погибло 92 процента и ранено 94 процента от всего количества пострадавших.
Основной причиной при этом эксперты и полицейские называют превышение скоростного режима, из-за чего происходит каждое четвертое ДТП. Особенно опасно, когда такое превышение имеет место быть по вине водителей пассажирских автобусов и маршрутных такси. Только в прошлом году выявили 587 таких нарушений, тогда как в 2012 году - 405. Пешеходы, которые в буквальном смысле кидаются под колеса автомобилей, тоже не уступают водителям в этом плане. В прошлом году с этим было связано каждое второе ДТП, а по вине самих пешеходов зарегистрировали более двух тысяч случаев, в которых погибли 238 и травмированы 1848 человек.
Нельзя сказать, что в республике ничего не делают для предотвращения подобных ситуаций как со стороны полиции, так и со стороны властей. Делают. Увеличивают штрафы, усиливают предписания и ответственность за содеянное, но воз и ныне там. Слабовато у казахстанцев пока еще с гражданской ответственностью, да и в отношении как своих, так и чужих жизней не выработалось пока еще бережного отношения.
Если же брать в расчет зарубежный опыт, то, как известно, в европейском законодательстве акцент при нарушении правил дорожного движения делается на материальную составляющую. Причем это не только большие штрафы, но и конфискация транспортных средств. В Германии к этим санкциям добавляют еще и штрафные очки, которые могут увеличить сумму страховки автомобиля в два раза (сегодня она составляет около тысячи евро). В США за неуплату штрафа предусматривается конфискация транспортного средства под залог или в редких случаях - с уплатой за хранение на штрафной стоянке, в Японии - лишение водительских прав.
Дорожно-транспортные происшествия, согласно статданным, являются одними из самых опасных угроз здоровью и жизни людей во всем мире. Вот и на казахстанских дорогах не проходит и дня, чтобы полицейские сводки не запестрели новыми сообщениями о ДТП. Ведь у нас как - если вдруг где-то нечаянно проложен хороший асфальт, то на нем непременно надо показать всем окружающим, на что способен твой автомобиль. Если качество дорог оставляет желать лучшего, то и здесь без приключений не обходится - всегда найдутся те, кто захочет перейти дорогу на красный сигнал светофора или в неположенном месте.
Впрочем, подобная картина наблюдается во всех странах бывшего Союза, причем многие порой оправдывают это тем, что, дескать, это менталитет у нас такой, в наследство доставшийся от советских времен. Другие сетуют на две извечные беды, которые плавно перекочевывают не то что из года в год, а из века в век - на плохие дороги и на тех, кто по этим дорогам ходит и ездит.
Астана |