|
Юлиана Жихорь
В условиях сокращения налоговых поступлений в бюджет разные страны ищут разные способы пополнения доходной части. Одни повышают налоги, другие стимулируют развитие малого и среднего бизнеса. Но все стремятся максимально уменьшить объемы теневой экономики. В Казахстане этот процесс тоже движется. Быть может, не столь быстрыми темпами, как хотелось бы в условиях сокращения прибыли, но движется. Главным стопорящим этот процесс фактором выступает сам бизнес, активно сопротивляющийся максимизации открытости собственных бизнес-процессов
Теневую экономику можно условно разделить на три составляющих. Первая (и ключевая) - теневое производство и реализация товаров, работ и услуг. Еще две - контрабанда и лжепредпринимательство. Последнее, кстати, наносит ежегодный ущерб бюджету около миллиарда долларов.
Главное, что объединяет все три компонента и дает возможность им существовать - высокий уровень наличного денежного оборота в стране. И именно его сокращению всячески сопротивляются отечественные предприниматели.
Поясним.
В части теневого производства и реализации товаров уходу “в тень” весьма способствует такая форма лицензирования, как специальный налоговый режим по патенту в сфере торговли. Многие его владельцы успешно скрывают реальные доходы, уходя от налогов. Высокий уровень наличности, что тоже не способствует законопослушности налогоплательщиков, - основная составляющая сегодняшней торговли. Почти половина фонда всех торговых площадей республики относится к “базарам и рынкам”. И более 40 процентов от оставшихся площадей, относящихся к так называемым “торговым предприятиям”, - “магазины у дома”, которые также предпочитают работать исключительно наличным оборотом.
Столь широкое распространение рынков и магазинов с наличным оборотом денег стимулирует и рост контрабанды товаров, которые легко сбыть в местах неучтенного оборота товаров. То есть на рынках.
Получается, что чем больше наличного оборота денег, тем больше возможностей для увода в “тень” экономики и тем меньше поступления в бюджет.
Это, в свою очередь, снижает возможности государственного бюджета для поддержки того же малого и среднего бизнеса. То есть не может предоставить то, о чем бизнес сам просит.
Сегодня НПП жалуется, что торговая инфраструктура РК характеризуется крайне низкой обеспеченностью торговыми площадями: на тысячу человек всего 412 квадратных метров. Для сравнения: в США на тысячу человек приходится 31 000 квадратных метров торговых площадей, в Англии - 10 тысяч квадратных метров. Как следствие, дефицит торговых площадей приводит к завышенным ставкам аренды и выкупа в уже имеющихся торговых центрах. И вновь уводит торговлю в стихийное неконтролируемое поле.
Но вернемся к цифрам.
Если верить официальной статистике, объем розничной торговли на начало текущего года составляет около 400 миллиардов тенге, из которых на долю “торговых предприятий” приходится 226 миллиардов, остальное - на торговые рынки и ИП (около 43 процентов всего объема розничной торговли). При этом основная часть реализации (68 процентов) - непродовольственные товары. (На непродовольственные же товары, если верить все той же статистике, приходится и основная доля контрабанды.)
Если судить по международной практике и традиционной доле такой бесконтрольной торговли в “тени”, общая сумма оборота, включая теневой, должна быть увеличена, как минимум, на треть. А это значит, что более 100 миллиардов тенге обходят бюджет стороной. При полном попустительстве Национальной палаты предпринимателей.
“Это ложное представление, что торговый бизнес - это огромная доля теневой экономики”, - заявила член правления - заместитель председателя правления НПП Гульнар Курбанбаева. Торговый бизнес, быть может, и не “огромная доля”, а вот неконтролируемые потоки наличных денег, которые крутятся в торговом бизнесе, - очень даже “огромная”.
Для того, чтобы снизить уровень теневой экономики, в мире есть несколько способов. Первый и самый действенный - снизить оборот наличных денег в экономике. В торговле это выражается в переводе всех индивидуальных предпринимателей в сфере торговли со специального налогового режима по патенту на упрощенную декларацию с обязательным применением контрольно-кассовых машин с онлайн-передачей данных и POS-терминалов. Именно этому и сопротивляются в НПП, заявляя, что введение POS-терминалов должно быть “личным делом каждого предпринимателя”, и уточняя, что “малому бизнесу POS-терминалы не нужны”.
Одновременно с этим власти должны договориться с банками о снижении комиссии за транзакции по платежным картам.
Второй вопрос - перевод торговых рынков в формат торговых домов. Здесь самый яркий пример сопротивления бизнеса - попытки упорядочить работу алматинской барахолки.
Что касается противодействия контрабанде и деятельности лжепредприятий, то здесь заслоном может стать введение электронных счетов-фактур (сейчас в Минфине проводится работа в этом направлении). И установление предельных сумм снятия наличности в банках второго уровня. Это должно стать барьером для обналичивания средств, полученных в результате противозаконных действий.
Еще одним важным пунктом должно стать ужесточение контроля за переводом денег в офшорные страны. Для этого Казахстану предстоит договориться с офшорами по обмену информацией о счетах нерезидентов. И эта работа тоже ведется.
По сути, сегодня Казахстану необходимо ускорить все процессы противодействия теневой экономике: в связи с падением цен на основные экспортные товары страны бюджет терпит серьезные убытки. А для развития или стимулирования развития собственного несырьевого бизнеса Казахстану нужны большие инвестиции, в первую очередь, внутренние. Для чего доходная часть бюджета должна неуклонно пополняться. Пока ориентировочной датой запуска всех вышеперечисленных мер можно считать 2017 год (дата введения всеобщего декларирования доходов населения). Этот же год станет последним (пока) годом массированной поддержки экономики страны вливаниями из Национального фонда (на суммы, по сути, равные дефициту налоговых поступлений, сокрытых в “тени”).
Вопрос лишь один: сможет ли за ближайшие два-три года здравый смысл правительства побороть нежелание бизнеса работать “по-честному”?
Астана |