|
Ботагоз Омар
Автомобильное машиностроение - это едва ли не единственное, чем может похвастать наша страна при презентации экспортных ниш (если не считать экспорт сырьевых ресурсов). Но из-за введения в России утилизационного сбора казахстанские авто пока остаются внутри нашей страны. Пока производители видят в этом только плюсы, но их оптимизма хватит не более чем на год. Если ситуация не разрешится, убытки казахстанского автопрома будут исчисляться миллионами долларов США
Напомним предысторию этого вопроса. В 2012 году в России ввели утилизационный сбор на автомобили только для иностранных производителей. С введением этого шага в РФ хотели компенсировать убытки, связанные с поэтапным снижением таможенных пошлин (без обязательств по их снижению Москву в ВТО бы не приняли). При этом страна решила защитить своих производителей, включив их, наряду с казахстанскими и белорусскими, в список льготников. Но ряду членов Всемирной торговой организации, в частности, ЕС и Японии, подобный ход показался противоречащим правилам ВТО. В результате утилизационный сбор ввели с 1 января 2014 года по отношению ко всем, включая рынок Евразийского экономического союза.
Но тут есть одно “но”. По словам депутата Меруерт Казбековой, в проекте федерального бюджета 2014 года предусмотрена полная компенсация утилизационного сбора российским автопроизводителям путем их субсидирования, причем формально это субсидирование направлено не на компенсацию затрат, а на затраты по сохранению рабочих мест.
И если в ноябре 2013 года на встрече с депутатами министр по экономической интеграции Жанар Айтжанова говорила, что в ответ на введение утилизационного сбора в России Казахстан “будет вынужден принимать ответные меры в отношении импорта российских автомобилей на нашу территорию”, то теперь позиция Казахстана сводится к тому, что мы вводить сбор не будем.
Если ранее президент Ассоциации автомобильного бизнеса Казахстана Андрей Лаврентьев настаивал на том, чтобы на территории нашей страны ввели утилизационный сбор, то теперь ассоциация приняла сторону правительства в этом вопросе.
“Мы поддерживаем курс министерства по этому вопросу, поэтому мы отказались от введения в Казахстане утилизационного сбора. Есть другие меры, проработанные деловым сообществом, которые позволят в той или иной степени защитить наш собственный рынок, сделать это нормальным, дипломатическим, правильным способом без эскалации конфликта при уже финальной стадии вступления Казахстана в ВТО”, - отметил в интервью “НП” Андрей Лаврентьев.
Главным аргументом в этом вопросе стало именно то, что в случае введения утилизационного сбора на территории нашей страны Казахстан не сможет вступить в ВТО. “Если мы введем утилизационный сбор в том виде, в каком он был введен в РФ, у нас просто переговоры по вступлению в ВТО остановятся”, - заявляла ранее Жанар Айтжанова.
В то же время сами отечественные автопроизводители убеждены, что “отрасль автомобилестроения от вступления в ВТО однозначно не выиграет”, и готовятся к серьезной конкуренции, работая над увеличением мощностей и повышением уровня комфорта отечественных авто.
Озвучивать суммы ущерба, нанесенного введением утилизационного сбора в России, Андрей Лаврентьев не стал, отметив, что этот вопрос пока не стоит остро.
“Сейчас мы обеспечиваем потребности внутри страны. Но те проекты, которые были подписаны с участием главы государства на будущее: это и проект АвтоВАЗ с огромным объемом производства, и новая линия по производству и сборке тяжелых грузовых автомобилей IVECO 682, и проект SsangYong, Toyota, GEELY - те проекты, которые стартовали и которые будут стартовать в течение 2015-2016 годов. Они делаются только с учетом общего рынка (причем он составляет ежегодно около 30 тысяч автомобилей) и экспортного потенциала. Поэтому я думаю, что у нас максимально есть год для решения этого вопроса”, - отметил глава автомобильной ассоциации.
“Сейчас, возможно, потери невелики, но в будущем они будут составлять миллионы долларов для нашей промышленности”, - подчеркнул он, добавив, что не позже середины 2017 года казахстанский автопром будет готов к жесткому, агрессивному и серьезному экспорту. Но пока производители сталкиваются с нехваткой оборотного капитала и высоким процентом банков второго уровня.
Глава Ассоциации автомобильного бизнеса Казахстана подчеркнул, что развитие автомобильного бизнеса в Казахстане в принципе стало возможным благодаря вступлению нашей страны в Таможенный союз.
“Без этого ни наши партнеры, ни наши поставщики, ни лицензиаты не готовы были не просто вкладывать инвестиции в Казахстан для развития автомобильной промышленности, а даже не рассматривали проекты, потому что для того, чтобы производить автомобили, необходимы определенные объемы, определенная масса. Мы могли прикручивать бампера и никуда больше не продвинуться”, - отметил Андрей Лаврентьев, подчеркнув, что казахстанские переговорщики ведут четкую, жесткую позицию и “сдаваться в этом вопросе не собираются”.
Правда, о конкретных мерах урегулирования ситуации глава ассоциации говорить не стал. “Это четко обсуждаемые, понятные для всех участников меры, на сегодняшний день они находятся в правительстве. Мы проводим консультации с г-жой Айтжановой по этим мерам, и поэтому в этом отношении, я думаю, мы какой-то консенсус найдем”, - резюмировал президент ассоциации.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |