|
Ольга Шишанова
В Казахстане готовится обширная монография на тему “Казахский этнос и казахстанская идентичность: история формирования и современные процессы”. По мнению экспертов, исследования на эту тему были актуальны всегда, а уж на фоне сегодняшних информационных войн - тем более
Несмотря на молодость государства Казахстан, по богатству истории и глубинным корням формирования этноса казахи вполне могут соперничать с древнейшими цивилизациями мира. В то же время существует множество мнений о возникновении названия этнонима “казах”. Так же, как и множество парадигм о происхождении самих казахов.
По мнению эксперта, историка и филолога Жаксылыка Сабитова, “более исторически обоснованной является точка зрения, что казахи все-таки являются наследниками Золотой Орды - как генетически, так и антропологически, культурно и географически, поскольку около 40 процентов территории Казахстана - это, по большей части, территория Золотой Орды прошлого”. О чем “благополучно” замалчивалось в советское время.
Однако Сабитов говорит о множестве новых данных, о количестве опровергнутых тезисов прошлого, о ненаучности выбора происхождения казахов в советское время, которое “было политически мотивировано”. То есть, по словам эксперта, “в то время казахской элите было выгодно происходить от старшего брата Бату, это считалось более престижным, это совпадало с генеральной линией партии”. А на изучение Золотой Орды, “считавшейся хищническим государством эксплуататоров”, был запрет.
Сегодня Жаксылык Сабитов считает, что необходимо также изучение и генетики вопроса. Хотя уже сейчас, по его словам, “90-95 процентов казахское шежире подтверждается, а раньше об этом говорили что это - только миф, выдумка”. Для того, чтобы выяснить и подтвердить вот такой полный геном казахов, ученый сообщил “НП” о том, что “в рамках проекта Назарбаев Университета уже в будущем году может быть издана большая монография по происхождению казахов, причем на основе именно генетических данных ДНК”.
Мнение своего коллеги поддерживает и кандидат филологических наук
Тимур Козырев, по словам которого “сейчас мы имеем дело с новыми вызовами, в мире происходит то, о чем мы раньше не знали - так называемый феномен гибридных войн”. Составной частью их являются войны информационные, и даже они протекают сегодня с определенными инновациями, то есть объектом атаки в информационных войнах сегодня становятся не только персоналии, партии, правительства или бизнес-структуры, но даже национальные идентичности целых государств.
При этом конкретным объектом информационной бомбардировки оказывается, как правило, история. Когда ставится под сомнение право определенного государства осуществлять преемственность хотя бы с его прошлым.
По счастью, говорит Козырев, “Казахстан не участвует в такого рода процессах, тем не менее все, что происходит с кем-то, всегда рано или поздно может случиться с тобой”. Упреждая это, “в теме истории надо расставить акценты, принципиально важные, а также разграничить понятия”. Касается это в первую очередь этнической и политической истории Казахстана, а также формирования идентичности, которая “все еще происходит”.
Ведь если говорить о субъектности того же Казахского ханства, если послушать экспертов, которые сомневаются, было ли оно государством в современном понимании этого слова, необходимо отметить, что все-таки “это был некий политический субъект, и уже одно это весьма важно”.
То же касается и преемственности, когда выдвигаются такие тезисы, как отсутствие стабильных границ, ряда государственных институтов, но главное, говорит Козырев, “не доказывать, что это было просто государство, главное - показать, что все это возникло не на пустом месте”. Но основным в вопросе о преемственности Казахского ханства с Золотой Ордой, по мнению Тимура Козырева, является то, что именно через обращение к Золотой Орде можно найти хотя бы историографическое обоснование современности.
Начиная, например, с того, что Орда была полиэтническим и поликонфессиональным государством, которое проводило политику широкой терпимости и толерантности по отношению к этносам и конфессиям. И сегодня, говорит ученый, “то, что мы называем казахстанской моделью межэтнической и межконфессиональной толерантности, нередко воспринимается как политика ситуативного реагирования на некие не очень благоприятные геополитические обстоятельства. То есть мы так делаем, потому что мы вынуждены так делать, хотя в действительности причины более глубоки, поскольку еще со средневекового периода такова была наша сущность”.
Но для того, чтобы доказать это, необходима кропотливая работа профессиональных историков, ведь историческое прошлое, если с ним неграмотно обращаться, может как объединять, так и разъединять целые народы.
Астана |