|
Юлиана Жихорь
Национальная палата предпринимателей упорно не желает выводить розничную торговлю из тени через установку POS-терминалов. По мнению НПП, надо научить бизнес работать честно на добровольной основе, а не душить в приказном порядке
В конце 2012 года Казахстан замер. С начала 2013 года вступили в действие поправки об обязательном наличии у предпринимателей POS-терминалов и наказании в случае их отсутствия. Тогда предусматривалось, что эти нормы временно не распространяются на налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим в соответствии с налоговым законодательством РК, и сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих деятельность через выносные прилавки, автолавки, палатки, киоски, контейнеры и на территории торговых рынков.
Но просуществовали эти нормы совсем недолго - буквально пару недель. Тогдашний лоббист интересов бизнеса “Атамекен” продавил их замораживание на непонятный срок.
Летом года нынешнего в Закон “О платежах и переводах денег” внесли поправки: требование по установке и применению POS-терминалов отсрочено до 1 января 2016 года для ИП и юрлиц со специальным налоговым режимом. А также отменено требование по применению POS-терминалов в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, применяющих в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальный налоговый режим и осуществляющих деятельность в городах, поселках и селах районного значения.
Но, судя по всему, и 2016 год - не предел.
Как известно, сейчас в правительстве ломают голову над важной задачей - борьбой с теневой экономикой. С 2017 года стартует первый этап всеобщего декларирования доходов населения (декларации будут заполнять работники бюджетной сферы и квазигосударственного сектора), а с 2018 года второй - декларации будут заполнять все граждане РК. Пока же Казахстан прорабатывает вопрос о возможности “договориться” с офшорными зонами на предмет раскрытия информации о держателях счетов и движениях средств на них. Не исключено, что до 2018 года Казахстан также войдет в число стран - подписантов Соглашения об автоматическом обмене данными о счетах нерезидентов (оно было подписано 51 страной - участницей Глобального форума по прозрачности и обмену информацией в налоговых целях).
Тотальное внедрение POS-терминалов должно было ликвидировать огромный пласт теневой экономики: по разным подсчетам, доля сферы торговли и услуг занимает в “тени” около 20-25 процентов. Но в 2013 году сделать этого не получилось.
И тогда, и сейчас представители лоббистов бизнеса (в 2013 году им была Национальная экономическая палата “Союз “Атамекен”, нынче - Национальная палата предпринимателей) настаивают на чрезмерной невыгодности POS-терминалов для бизнеса. Мол, и слишком дорого для предпринимателей это (за интернет плати, за услуги банка, да еще и за установку самого терминала около 100 тысяч тенге), и пострадает бизнес от отсутствия терминалов по той причине, что БВУ просто не успевают выполнять все заявки. (К слову, последняя проблема за два года так и не ликвидировалась.
Недавно в одном из хозяйственных магазинов услышала сетование продавцов, что уже год прошел с момента подачи заявки в банк на установку терминала, а надежд на его установку до сих пор нет - слишком большая впереди очередь из желающих, и банки просто не справляются. Равно как и два года назад).
На днях член правления - заместитель председателя правления НПП Гульнар Курбанбаева, отвечая на вопрос “НП”: “Почему НПП всячески старается отодвинуть момент запуска?” - заявила: “И правильно это делает!”
“Это ложное представление, что торговый бизнес - это огромная доля теневой экономики. Она (теневая экономика. - “НП”) содержит, по разным оценкам, до 25 процентов наличного оборота. Но это не обязательно сфера торговли и сфера услуг. Когда речь идет об официальном бизнесе - это в основном работа “белая”, - сказала она. Впрочем, споров о том, что “официальный бизнес - это “белая работа”, никто и не ведет. Речь идет об огромном пласте торговли и услуг, которые всячески обходят налоговое законодательство.
Но, по мнению Курбанбаевой, POS-терминалы - это “маркетинговый подход”, и решать, как привлекать клиентов, должны не товарищи в правительстве, а сами бизнесмены. “Если у меня есть ресурсы, если у меня есть средства, я привлекаю конкретные технологии, я говорю: “Я могу торговать и брать расчеты как наличные, так и безналичные”. “Но когда у вас уровень доходов (это касается магазинов у дома, маленьких магазинчиков в селе) не превышает 300-500 долларов в месяц, такую роскошь, как POS-терминал, который требует ежедневных транзакций и оплат в районе 50-60 тысяч - создается впечатление, что такими потугами мы только разоряем наших “малышей”.
“Я за POS-терминалы. Я хочу, как потребитель, пользоваться и карточкой, и кэшем. Но если это невозможно сейчас пока сделать экономически - давайте не будем превращать это в дубинку. В противном случае мы с вами рождаем коррупцию”.
К слову, в марте этого года министр экономики и бюджетного планирования (так тогда именовалось нынешнее Министерство национальной экономики) Ерболат Досаев признался в полной бесполезности попыток заставить работать бизнес “по-белому”: “Мы сначала пробовали насильно (добиваться установки POS-терминалов. - “НП”), это получило отторжение, и мы отрицательный опыт извлекли”. По его словам, власти решили пойти другим путем и предложить бизнесу “стимулирующие факторы по безналичным платежам”. “Мы рассматриваем несколько подходов, связанных с налогообложением, для того, чтобы простимулировать тех, кто проводит безналичные платежи, чтобы он имел преимущественное право”, - заявил тогда Досаев, выступая на правительственном часе в мажилисе.
Впрочем, пока никаких мер предложено не было. Хотя было обещано, что “вопрос стимулирующих мер будет решен в течение 2-3 месяцев”.
Что же касается претензий к банкам - владельцам POS-терминалов, то тогда же в марте Досаев сообщал, что БВУ готовы пойти на снижение (комиссии. -
“НП”): “Если будет больше клиентов, то меньше комиссия”.
Получается интересная “палка о двух концах”. С одной стороны, клиенты не хотят идти на закупку POS-терминалов по причине дороговизны услуг банков, с другой стороны - дороговизна объясняется как раз низким числом пользователей этими терминалами. И как найти выход из этой ситуации, пока никто не знает.
До очередной даты запуска тотального “оPOS-терминаливания” Казахстана осталось чуть меньше года. Успеют ли договориться между собой власти, борющиеся с теневой экономикой, и бизнесмены, никак не желающие выходить из тени и платить все положенные налоги, - пока непонятно. Впрочем, если нынешняя экономическая ситуация в стране, когда отмечается сокращение объемов поступлений от несырьевого сектора, продолжится, не исключено, что правительство Казахстана больше не пойдет на сделку с бизнесом. И все-таки “дубинкой” заставит его платить по счетам.
Астана |