|
Ольга Шишанова
В столичной галерее современного искусства “Хас Санат” открылся традиционный осенний салон, посвященный искусству керамики
Керамика - это древнейшее искусство человечества - оказалась представлена творчеством пятнадцати участников салона из разных стран - Нидерландов, Германии, США и, конечно, из самых разных регионов Казахстана. Границы стран художников салона оказались условно обозначены лишь влиянием разных школ: помимо высокоуровневого базового образования многие художники являются участниками тематических мастер-классов в лучших керамических школах мира. На выставке можно полюбоваться на керамическую скульптуру, керамические панно и мелкую пластику, которые каждый автор-участник представил вместе с собственным видением, своей техникой, своим узнаваемым авторским стилем. И, конечно же, работы самых ярких художников-керамистов Казахстана составили основное ядро выставки.
Из Астаны - это Тлеужан Батанов, один из самых заслуженных и известных художников, предпочитающих “керамические” материалы в скульптуре - терракоту, шамот. Его терракотовые композиции напоминают о традициях древнего искусства керамики и неизвестных мастерах-гончарах. Они очень выразительны, а выбор сюжетов и героев - “Абай”, “Лев Гумилев”, “Голос века”, “История Астаны”, “Мелодия степи” - говорит об умении мыслить образно, перспективно, точно улавливать и передавать причудливые ритмы нашего времени. Его коллега Еркинбек Есимов - художник, умеющий ценить естественные, природные свойства и цвета материала, работает совсем в другом, но не менее ярком и запоминающемся ключе. “Я занимаюсь очень увлекательным делом - искусством. Причем таким из его видов, где при определенном упорстве можно сотворить удивительные вещи. Во время работы с глиной я чувствую себя самым счастливым человеком. Я словно отрываюсь от земли и порхаю где-то в небесах”, - говорит художник о себе и своем творчестве.
Считается, что алматинские художники традиционно удерживают “ведущие” места в искусстве керамики. Так, известного мастера Эдуарда Казаряна она занимает давно - любители его творчества легко узнают руку мастера в декоративных панно, в ярких росписях блюд. А все дело в том, что он с раннего возраста очень любил лепить. Стремился к природе и видел себя скульптором-анималистом. Сегодня у мастера больше тысячи работ в бронзе, и, по мнению Эдуарда, скульптура “создается для определенной среды и сама по себе несет монументальность. Она не обязательно должна быть гигантских размеров. Потому что гигантские вещи не всегда являются монументальными. Надо чувствовать вещь в пространстве, ее взаимосвязь с архитектурой и другими составляющими среды”. Керамические произведения Аскара Есдаулетова логически продолжают его поиски также в более характерной для этого автора бронзе. Он резок по жизни, но вот в работах умудряется, по мнению критиков и почитателей своего таланта, оставаться тонким и нежным, хотя и не признается в этом.
Смелый колорит и особое пластическое мышление определяют малые формы Решата Кожахметова. Подобно живописной картине, в простых формах создает мастер яркие и неповторимые образы природы, варьируя орнаментикой различных культур Центральной Азии и Востока. Обильно украшая всю плоскость фактурной росписью, где линии сочетаются с плавностью рисунка и мягкостью живописных пятен, автор создает оригинальные композиции, в стилистике которых соединены простые традиции народного искусства и художественный язык скульптурного авангарда.
Зато композиции сосудов, декоративных панно Александра Львовича гармонично сочетают напластования тонких глиняных масс со сдержанным благородством цвета.
Владимир и Елена Григорьян - постоянные участники международных арт-проектов, персональных выставок в Казахстане и за рубежом. Анна Маргацкая и Александра Роганова, напротив, относительно недавно занимаются керамикой. Осенний салон решил представить мелкую пластику этих художниц. Карагандинский художник Георгий Макаров представлен керамическими панно, которые “имитируют” акварельные свойства цвета на гладкой, кафельно-глянцевой основе. Мастера из Южного Казахстана Артема Гориславца отличает особенное чувство тектоники, стремление к чистоте и ясности звучания формы.
Что же касается зарубежных участников, то, как говорят сами галеристы, все они в той или иной степени связаны с Казахстаном. Кто-то из них оказался здесь по прихоти творческого пути, кто-то - в связи с семейными обстоятельствами.
Например, Илона ван де Браак родилась в Нидерландах. Но, начав заниматься художественной керамикой лет двадцать назад, предпочла работать с глиной и глазурью. И оказалась в Осеннем салоне. Родина Астрид Банцхаф - Германия. Художница занимается керамикой со старших классов средней школы, где начала изучать и садово-парковую архитектуру. Ну а на нынешней выставке представлены ее работы, вдохновленные прикладным искусством Казахстана.
Вера Смайли из США считает, что именно керамика дает ей ощущение самого полного проявления себя в искусстве: “Кажущаяся простота и пластичность глины сочетается у меня со сложностью процесса, а безграничность самовыражения требует организованности и необходимости постоянного профессионального роста. Все это для меня постоянное испытание, как воплощения идеи, так и техники, и придает огромный интерес моему творческому процессу”. Любая тема ее работ, будь то надежда, ощущение полета, выражается через главный объект ее творчества - женское тело, что дает повод и возможность и для пластического эксперимента, и для эмоционального выражения.
Она, как и другие участники Осеннего салона, щедро делится своими сокровенными мыслями, вариантами ответов на извечные вопросы жизни. А значит, древнее искусство керамики благодаря творчеству современных мастеров остается живым, интересным и востребованным.
Астана |