|
Ботагоз Омар
Спустя два года после принятия Закона “Об энергосбережении и повышении энергоэффективности” выяснилось, что документ не заработал в полной мере. В нем не заложили основ по финансированию проектов энергосбережения. Чтобы устранить эту проблему, новые поправки вновь предложили парламентариям, и вчера законопроект вышел из стен мажилиса
Как отметил, представляя новое юридическое детище, первый вице-министр инвестиций и развития
Альберт Рау, с воплощением прописанных в законе мер на практике возникла необходимость внедрения механизма энергосервисных компаний (ЭСК).
“ЭСК - это юридическое лицо, осуществляющее деятельность по оказанию услуг в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. В права и обязанности этих субъектов вводится возможность, в соответствии с Гражданским кодексом, заключать договора по повышению энергоэфективности с ЭСК. Этот договор предполагает выполнение ЭСК комплекса работ, и та экономия, которая образуется в результате внедрения этих мероприятий, будет направлена на возмещение его расходов”, - пояснил Альберт Рау.
В этом вопросе показателен опыт Европейского банка реконструкции и развития, который выделил кредит на модернизацию системы освещения Алматы в размере 15 миллионов долларов США. Банк возвращает вложенные средства за счет экономии от внедрения.
“Сейчас мы заключили договор с Всемирным банком, это грантовая программа на сумму 22 миллиона долларов США, проект стартует со следующего года. Он предполагает, что около 22 организациям, включая школы и детские сады, будут выделяться средства на энергосбережение в освещении, и они будут покрываться за счет экономии. Это очень показательный проект для остальных бюджетных учреждений, так как в коммунальной сфере имеется очень большой резерв”, - добавил вице-министр МИР РК.
Во время обсуждения законопроекта депутат Турсынбек Омирзаков напомнил, что в статье 10 действующего закона указывается, что субъекты Государственного энергетического реестра (ГЭР), ежегодно потребляющие 1500 тонн условного топлива и более, должны внедрить систему энергоменеджмента в соответствии с установленными стандартами с 1 января 2014 года. Он поинтересовался, все ли субъекты ГЭР ее внедрили и прошли процедуру энергоаудита.
Как ответил Альберт Рау, сейчас все это пока на начальной стадии. В ГЭР включено четыре тысячи предприятий, аккредитовано 60 энергоаудиторских компаний, которые смогут проводить обязательный энергоаудит, их специалисты проходят обучение. “Мы не ждем, мы их учим, и, кстати, за четыре года у нас сложились очень хорошие отношения с немецким Национальным энергетическим агентством, которое занимается энергосбережением. Мы очень многие вещи у них берем, поскольку у них один из лучших опытов в мире”, - заключил представитель министерства.
Кстати, добавим при этом, что в соответствии с Законом “Об энергосбережении и повышении энергоэффективности” субъекты ГЭР (за исключением государственных учреждений) должны провести энергоаудит до 26 июля 2015 года. В противном случае за контролирующими органами есть закрепленное в законе право принять административные меры.
Несмотря на то, что закон так и не заработал в полную силу, в ведомстве настроены весьма оптимистично. Вице-министр подчеркнул, что внедрение механизма энергосервисных контрактов является международно признанной схемой финансирования проектов, направленных на энергосбережение. Оно позволит привлечь инвестиции в эту сферу и привлечь на рынок зарубежные энергосервисные компании, финансовые ресурсы, знания и обеспечит трансферт технологий.
В то же время к такой законодательной практике, когда едва ли не каждый год правительство вносит новые инициативы в парламент, что не всегда улучшает качество законов, мы уже привыкли.
Приведем один маленький пример. Закон об энергосбережении приняли ускоренно: после презентации в октябре 2011 года в мажилисе его уже опубликовали в официальной печати спустя два месяца, 13 января 2012 года. О каком качестве может идти речь? Депутаты, хоть и критиковали правительство, говоря, что оно в новом законе об энергосбережении не сделало ничего, кроме установления запрета на использование ламп накаливания, в итоге все же проголосовали за принятие этого документа. (Подробнее об этом мы писали в материале “Последний свет лампы Ильича” от 10 октября 2011 года.)
Конечно, последнее место в мире по уровню энергопотребления нашу страну не красит. Но говоря о срочных мерах, обусловленных в том числе проведением выставки EXPO-2017 в Астане на тему: “Энергия будущего”, мы не должны ориентироваться лишь на популистские лозунги о переходе на “зеленую” экономику, занимаясь фактически саботированием.
Да, формирование ГЭР и принятие программы модернизации ЖКХ - это благие замыслы, которые при грамотном администрировании могут привести к положительным результатам. Но не надо быть высоким экспертом, чтобы обратить внимание на то, что фактически в стране ничего не меняется. Для этого достаточно посмотреть на срочно возводимые столичные новостройки, которые не выдерживают даже первого зимнего экзамена. Новоселам приходится слышать у себя в доме свист ветра и бороться в прямом смысле с вызовами сурового резко континентального климата. И за такое низкое качество, по сути, не отвечает никто: ни застройщик, ни органы государственно-архитектурного контроля.
Астана |