|
Анна Шелепова
В прошлом номере в материале “Водная диверсия?” мы задавались вопросом: кто виноват в том, что на Капшагайском водохранилище и в верховьях реки Или заметно упал уровень воды? По данным, озвученным представителями энергокомпании, АПК, в среднем на полтора метра. Предварительно алматинскими экологами были выдвинуты версии, что водный баланс нарушен по вине соседей из КНР, которые строят плотины и забирают воду.
Однако после встречи с начальником управления Комитета по водным ресурсам МСХ РК Балхаш-Алакольского водохозяйственного управления Анарой Тлеулесовой выяснилось, что если китайцы в чем-то и виноваты, то это второстепенные причины обмеления водоемов.
В том, что в реке воды стало меньше почти наполовину, а некоторые притоки Или остались лишь нарисованными на гидрокартах, виноваты сами казахстанцы
Или и Ли
Анара Тлеулесова занимается проблемами казахстанских водоемов более 30 лет и помнит времена, когда Или была судоходной. Еще до 1995 года от Капшагая до верхней границы с Китаем по реке ходили баржи... Сейчас эта история кажется фантастической. Однако в соседнем Китае Или до сих пор судоходная.
- В этом году я лично в составе рабочей группы по проблемам реки Или выезжала в Китай, - рассказывает А. Тлеулесова. - Мы изучали бассейн реки в СУАР. Из-за маловодного года уровень воды с китайской стороны тоже ниже нормы на 40 процентов.
Или в Китае образуется из трех рек - Текес, Кунес и Каш. Река Текес начинается в Райымбекском районе Алматинской области. У нее очень много притоков. 70 процентов воды Или как раз дает река Текес. По словам А. Тлеулесовой, на Текесе со своей стороны китайцы построили водохранилище.
“Но у китайского водохранилища проектная мощность 1,2 миллиарда кубометров воды, а у нашего Капшагая 28 миллиардов кубометров воды. У них водохранилище чисто энергетическое, а наше многофункциональное (энергетика, рыба, сельское хозяйство). Три года назад китайцы только начинали строить плотину, а уже в этом году ввели в эксплуатацию, рядом построили контррегулятор, с помощью которого экономят воду. У нас же контррегулятор не появился до сих пор, вода расходуется как попало”.
По прогнозам РГП “Казгидромет”, в июне этого года в казахстанской Или должно было быть 740 кубометров воды, в июле - 890, но доходило максимум до 400. Причин тому несколько: “Во-первых, маловодный год. Во-вторых, на карте видно, что у Или есть множество притоков. Однако в реальности этих рек не осталось. “Позаботились” об этом сами жители Алматинской области.
|
Акимы и энергетики сознательно убивают реки |
Сельские акимы, словно боги, распоряжаются реками. Все русла превратили в карьеры, что категорически запрещено законом. Они делают свой бизнес, получают дармовой мытый песок, продают строителям. Изуродовали все реки - Аксайки нет, Каргалинки, Талгарки, Иссычки, Бесагашки... Эти реки больше не существуют. Прибавьте к этому испарение Или за счет жары и естественную фильтрацию. Если раньше эти потери покрывали малые реки, сейчас нет самих рек”.
А тем временем местные акимы раздают бизнесменам контракты на арендное пользование реками на 49 лет. А что может остаться от реки через 49 лет? Кто-нибудь из акимов, бизнесменов изучал режим водного объекта?
- В дополнение к этой катастрофической картине появилась новая программа энергетиков, согласно которой они хотят построить 173 малые ГЭС вдоль Или, - говорит А. Тлеулесова. - Энергетики разработали и утвердили у акима области программу без нашего согласования.
В управлении не против гидроэнергетики, но считают, что ко всему надо подходить разумно. Необходимо изучить реку от истока до того места, куда она впадает. Выяснить, где у нее формирование, где притоки, где от нее фильтруется вода.
По словам нашей собеседницы, если эта программа будет запущена, то река будет уничтожена окончательно. Появятся сплошные каскады водохранилищ на малых реках, мы потеряем последние капли. Мы должны спасать Балхаш всеми внутренними ресурсами. Если мы собственноручно уничтожим реки, то однозначно потеряем Балхаш, а значит, потеряем рыбу и сельское хозяйство.
Надеяться на то, что в Или вернется большая вода, не приходится, а потому все силы должны быть направлены на сохранение внутренних водных ресурсов. Каждое предприятие должно ставить оборотные системы водоснабжения, чтобы для технических нужд не использовать свежую воду. С подобными предложениями и обозначением проблемы письма из Балхаш-Алакольского управления разошлись по различным инстанциям, однако их попросту игнорируют, продолжая делать бизнес на государственных ресурсах, получая сиюминутную выгоду, не задумываясь о завтрашнем дне. |