|
Ботагоз Омар
Меры Минэнерго по обеспечению топливной безопасности Казахстана из года в год напоминают борьбу с воздухом. Предыдущие главы этого ведомства уже говорили прямо, что единственно возможное решение выхода из бензинового кризиса - это уравнивание цен с Россией, от которой мы, увы, зависим очень сильно ввиду того, что наши НПЗ покрывают лишь 60-70 процентов внутреннего рынка страны. И если пять лет назад страна свято верила, что модернизация заводов завершится уже в 2014 году, то теперь топ-менеджеры нацкомпаний уверенно заявляют, что это событие свершится до 2017-го
Правда, в сценарии с уравниванием цен мало оптимистичного: по состоянию на текущий момент стоимость бензина марки АИ-92 в Москве колеблется от 31 до 43,2 рубля, что при текущем официальном курсе, равном 4,42 тенге за рубль, эквивалентно 137,02 - 151,16 тенге за литр. В то время как, напомним, текущую предельную стоимость этого социального вида топлива в Казахстане в августе определили в размере 128 тенге (повысилась со 115 тенге).
Но и это не предел, так как в этом году в РФ закончится эра “дешевого бензина” в связи с увеличением в 2015 году налога на добычу полезных ископаемых и уравниванием вывозных пошлин на бензин с дизельным топливом. Это будет сделано для того, чтобы исключить вероятность возникновения локального дефицита топлива на территории России, но в результате цены на АЗС будут расти еще быстрее, чем прежде.
В январе прошлого года Сауат Мынбаев, занимавший на тот момент кресло министра нефти и газа, говорил о необходимости устранить большую разницу в ценах на нефтепродукты между Россией и Казахстаном. “Надо определиться: у нас нет границы, нет таможни между Россией и Казахстаном, в этих условиях разрыв цен не может быть значительным. Иначе получается, что мы завозим нефтепродукты, которые компенсируем нефтью, и частично вывозится еще и дизтопливо. У нас получается тройной проигрыш”, - говорил он, предлагая выстроить адекватную и реалистичную политику ценообразования на нефтепродукты, иначе может возникнуть дефицит.
Тем не менее казахстанское правительство не идет на этот шаг в связи с социальными последствиями, к которым может привести резкое повышение стоимости горючего. Комментируя вопрос с повышением стоимости регулируемых видов бензина, в конце августа заместитель министра энергетики Узакбай Карабалин говорил о том, что “в целом, находясь в ЕАЭС и имея открытые границы, мы должны выравнивать цены, чтобы вопросов (дефицита) не возникало, но одномоментно это не получается, мы должны постепенно двигаться. И на сегодняшний день мы удовлетворяем и потребности тех, кто рискует и завозит к нам нефтепродукты, и в то же время держим в разумном минимуме эту цену”, - заметил он.
На недавнем брифинге в СЦК он отметил, что в Казахстане будет создан стабфонд бензина АИ-92 в объеме 50 тысяч тонн, что позволит покрыть 10-дневную потребность страны в топливе. (В то же время, как заявляли ранее, ежесуточная отгрузка бензина АИ-92 с НПЗ Казахстана составляет 5,5-5,8 тысячи тонн.)
Сейчас вопрос относительно стабилизационного фонда рассматривается совместно с министерствами экономики, финансов и теми крупными субъектами, которые имеют заправочные сети практически по всей стране. Но де-факто такой фонд существовал и существует в стране: прежде Минэнерго озвучивало, сколько топлива имеется на нефтебазах страны, с таким же 10-дневным запасом.
Комментируя вопрос журналистов относительно некоторых АЗС, которые в ожидании повышения стоимости бензина не отпускают его автовладельцам, вице-министр пояснил, что в Казахстане “как говорится, продразверстки нет, с обыском мы не ходим. Это (АЗС. -
“НП”) хозяйствующие структуры. Просто мы считаем, что разумно вовремя покупать и продавать новые объемы для оборота”, - пояснил Карабалин.
Возможно, именно из-за активной политики сдерживания стоимости топлива ввиду социальной составляющей количество автовладельцев в Казахстане постоянно растет. Как растет и число джипов с большими объемами двигателя. По данным МВД (по состоянию на ноябрь прошлого года), за последние пять лет количество автомашин в стране возросло с 2,5 до 4,1 миллиона. В советское время расчетный уровень автомобилизации был принят 60 автомобилей на тысячу жителей, сегодня же на тысячу жителей приходится 240 автомобилей, и это число только набирает обороты.
И судя по переполненным салонам общественного транспорта столицы, когда в часы пик в салонах автобусов в буквальном смысле некуда поставить ногу, складывается впечатление, что акимат намеренно поощряет горожан на покупку собственных авто. В то время как “зеленые” движения в мире ратуют за удвоение к 2025 году доли общественного транспорта на рынке городских пассажирских перевозок в глобальном масштабе.
И если учесть нынешние затраты казахстанского Кабмина на недопущение топливного кризиса, возможно, более целесообразным было бы предоставить это рынку, направляя средства на субсидирование в тех сферах, по которым повышение топлива может ударить наиболее сильно. Это наверняка не только обеспечило бы предсказуемость ситуации на рынке с бензином, но и отразилось положительно на экологии.
Астана |