|
Айгуль Жилкишина
3 октября в Большом конференц-зале Каспийского Университета состоялась международная научная конференция “Гражданское право: вызовы времени”, посвященная 70-летнему юбилею доктора юридических наук, профессора Анатолия Григорьевича Диденко. Кроме научных докладов видных представителей гражданско-правовой науки Казахстана, России, Таджикистана, Узбекистана, Украины и Белоруссии, в зале звучали слова благодарности учителю, классику казахстанской цивилистики от его многочисленных учеников, последователей, соратников
“Был и остается звездой казахстанской юриспруденции”, - так емко и просто сказал о юбиляре Игорь Иванович Рогов, председатель Конституционного совета Республики Казахстан, добавив также, что недавно профессор Диденко получил награду Конституционного суда страны. “Человек исключительной скромности, хороший педагог с феноменальной памятью и глубокой увлеченностью литературой. Харизматичная личность с жизнеутверждающим началом.” Переполненный эмоциями и смущением, Анатолий Григорьевич в атмосфере почитания, даже обожания приветствовал сотрудников, студентов Каспийского Университета и его гостей.
Выпускник Высшей школы права “Әділет” Сергей Киселев, ныне генеральный директор ТОО “Евразия + ОРТ”, открывая торжества в новом здании Каспийского Университета, отметил: “В социальных сетях тысячи учеников поздравляют с юбилеем ярчайшего педагога и юриста”.
В кулуарах торжественного мероприятия, раскланиваясь налево и направо в ответ на приветствия, профессор Диденко поговорил со мной: о праздничном и не совсем.
- Подводя итог Вашей профессиональной деятельности, Ваших жизненных достижений, какие у Вас ощущения - чем Вы удовлетворены, а чем не особенно?
- Удовлетворен я одним - мне повезло с окружением, которое меня воспитывало. Эти люди меня окружают и ныне. Именно они позволили мне достичь того, что я имею на сегодняшний день. В определенной мере я неудовлетворен тем, что можно было бы сделать больше, достичь большего. Но не удалось, пожалуй, только это. Быть может, я бы что-то изменил в своей жизни - в образовании во времена юности, хотя пошел бы все равно по этой стезе. Я бы снова выбрал, в первую очередь, педагогический путь и дополнительно - научный.
- То есть, по большому счету, Вы сделали все, что должны были сделать?
- И то, что хотел сделать. Да, это так.
- Сейчас гражданские институты переживают очень тяжелые времена. Политика и юриспруденция смешиваются в современной жизни - это мы видим особенно наглядно на примере событий на Украине. Скажите, пожалуйста, как придерживаться твердой политической линии в условиях такого политического лицемерия и подтасовки фактов?
- Я все-таки не политик, но тем не менее живу в этом обществе, переживаю за его судьбу и вижу определенные юридические пути. Вне всякого сомнения, для меня это создание настоящего правового государства, где исполнялись бы законы. Я читаю римское право и могу привести в качестве примера отношение к праву самих граждан Вечного города. Когда у юного римлянина иностранец спрашивал: “Знаешь ли ты право?”, он отвечал: “Что за вопрос, знаю я право или нет? Я - гражданин Рима”. И это означало, что он знает римское право и соблюдает закон. Но многое, конечно, из той цивилизации утеряно. Когда люди будут понимать закон, следовать закону, укреплять его авторитет, тогда, наверное, и порядка будет больше.
- Вы застали несколько эпох и знаете, что время отрицания всего советского уже прошло. Сегодня правоведы пытаются объективно оценить, что хорошее, а что менее хорошее было во времена СССР, понимая, что необходимо соблюдать традиции и учитывать потребности будущего. Как это можно сочетать?
- Гамлет в трагедии Шекспира на вопрос, почему все так болезненно переживается, ответил: прервалась связь времен. И вот у нас прервалась связь времен. Шутка сказать - за такой короткий исторический промежуток, за сотню лет, все поменялось дважды. Сначала от капиталистической системы перешли к социалистической, а потом - от социалистической экономики к рыночной. Дважды прерывалась связь времен. И это очень болезненно воспринимается обществом, людьми. Я полагаю, что это стремление сохранять прошлое - преемственность, определенные положительные вещи ушедших эпох - надо поддержать. Не стоит отбрасывать опыт прошлого, чтобы вместе с водой не выплеснуть ребенка. Поэтому этически нравственные вещи, которые были и при социализме, можно и нужно сохранять.
- Как Вы считаете, нужно ли в юридической практике, законотворчестве Казахстана учитывать правовые основы западного общества? Можно ли сочетать разные системы права, чтобы приспособиться к условиям современной жизни?
- В отношении западных ценностей я могу одно утверждать - мы вынуждены будем их использовать, потому что мы перешли к рыночной экономике. И никуда нам от этого не деться, нам надо использовать эти законы. Рыночная экономика действует на основании жестких экономических законов и, соответственно, юридических. Поэтому нам нужно будет заимствовать это, но с учетом нашего менталитета. Многое не стоит перенимать, так как есть вещи, которые могут прижиться только на западной почве. К примеру, председатель суда ЕврАзЭС Алимбеков сегодня говорил о прецеденте. Прецедентная система, она англо-американская, и она не приживается в наших условиях. Здесь должна быть другая, и я уже говорил об этом.
- А как это осуществить практически?
- Мы говорили о римском праве, и я снова напоминаю о нем. В римском праве вывешивались эдикты преторов, руководителей городов, мэров, так сказать, на специальных досках.
Люди все знали, были информированы и привыкали постепенно, так как юридические акты, правовая практика веками приучали население к определенной правовой психологии. Мы сейчас не успеваем этого делать. Поколения меняются, все вокруг меняется, поэтому нужно мощнейшее правовое долголетнее воспитание.
- Ректор МГУ Виктор Садовничий в одном из интервью сказал, что система рейтингов, по которой оцениваются все вузы мира, она англо-саксонская. Но при подборе критериев нужно учитывать, что мы, россияне, особенные. То же можем утверждать и мы - у нас, казахстанцев, есть свои, присущие только нам, качества. Как выстроить нашу политическую линию так, чтобы наши государственные и национальные особенности учитывались? Как вести себя так, чтобы западные партнеры привыкали, что у нас есть свой менталитет? Мы ведь учитываем их западные особенности.
- Этот вопрос надо скорее задавать Игорю Ивановичу Рогову, это он в политике. Я могу сказать только с точки зрения юриспруденции. Все-таки в праве, в своде законов воплощены психология, образ жизни народа, его этика. И здесь мы должны более настойчиво и последовательно проводить наши идеи. Для этого нужны очень хорошие специалисты, а наше юридическое образование стало сейчас слабее, ухудшилось значительно. У нас в значительной мере развит сырьевой сектор - нефть, газ, металлы и так далее, и мы заключаем с иностранными организациями договоры. А они со своей, выражусь так, “юридической мафией”, специалистами навязывают нам свои условия в договорах. Они мощно пробивают свои правила, продавливают свои законы. Мы, особенно в 90-е годы, не умели отстаивать свои интересы - нам были непонятны их правила. Сейчас наши юристы постепенно, понемногу получают образование за рубежом, но их все равно очень мало. И нам надо воспитывать то поколение юристов, правоведов, которые должны представлять в различных судах наше право, которое очень отличается от того же англо-американского. У нас здесь столько американских фирм, поэтому нужно, чтобы они привыкали к нашей процессуальной практике. Когда мы участвуем в международных процессах, то представленные там судьи - англо-американские, адвокаты - тоже англо-американские, которые думают по-другому. Мы же там выступаем какими-нибудь консультантами, а надо сделать так, чтобы эти международные споры рассматривались с учетом нашей психологии, нашего менталитета, интересов нашего государства. Вот это, наверное, юридический способ решения вопроса.
- Во время Вашего выступления на конференции Вы много цитировали, читали наизусть что-то из классики - Шекспир, китайская мифология, японские хокку, Коран и Библия. В какой мере Вам помогают Ваши широчайшие литературные познания в подготовке к лекциям, в науке, вообще в юридическом ракурсе? Как Вы используете это богатое мировое наследие?
- Я думаю и Вы, берущие интервью, и другие проходили обучение в университете и знаете, что вызывает уважение тот педагог, который использует сравнения. Они воспитывают интерес к общечеловеческой культуре. Вы знаете, что сейчас студенты читают намного меньше - интернет, конечно, забивает голову. Несколько лет назад наш президент давал интервью, оно мне очень понравилось - сейчас буду критиковать чиновников. Его спросили: “Что Вы читаете?”. А я в это время читал те же произведения - я очень люблю Бальзака. Он говорит: “Бальзака, Сенеку, когда есть возможность”. Я думаю: ох, сейчас чиновники начнут подражать, каждый будет выступать и говорить: “Читаю того, читаю другого”. Ничего подобного! К сожалению, подражают в другом. А надо бы в этом подражать. Когда говоришь о произведениях Бальзака, Достоевского, то там такие тонкости! А в историческом ракурсе в романе Ауэзова “Путь Абая” столько тонкостей национальной правовой системы отражено. Это же духовное обогащение! Душа очень в пище нуждается.
Эдикты преторов - римский источник права. Эдикты издавались преторами при вступлении в должность и содержали в себе программу их деятельности на время службы, а также информацию о характере обстоятельств, при которых предоставлялась судебная защита.
Анатолий Григорьевич Диденко - один из основателей казахстанской школы гражданского права, профессор, крупнейший казахстанский ученый-цивилист, правовед, обладающий неиссякаемым творческим потенциалом. Родился в Кировограде, на Украине, детство провел в Джамбуле, прошел путь от ассистента преподавателя до заведующего кафедрой. Докторскую диссертацию защищал в Харькове, одним из его научных оппонентов был Анатолий Собчак. Стоял у истоков Высшей школы права “Әдiлет”. Редактор сборника “Гражданское законодательство. Статьи, комментарии, практика”. Коллеги называют его символом казахстанской цивилистической школы. |