|
Ольга Шишанова
В Астане в рамках фестиваля “Шелковый путь” прошли гастроли Мариинского театра из Санкт-Петербурга. Накануне премьеры оперы “Золото Рейна” его художественный руководитель и главный дирижер Валерий Гергиев любезно ответил на вопросы нашего корреспондента
- Валерий Абисалович, Вы не впервые в Астане...
- Да, и я очень рад своему возвращению сюда, в замечательный театр “Астана Опера”. Показывать значительную часть вагнеровского наследия - это сложная задача, главное, что мы укрупняем наше сотрудничество. В конце концов, не так важно - Верди это или Вагнер, и то и другое важно, но не будем делать акцент на композиторов, будем делать акцент на то, что мы сотрудничаем, дружим, обмениваемся опытом и репертуаром. Кстати, выступление коллектива “Астана Опера”, как и выступление балетной труппы “Астана-балет” были очень успешными на нашем главном фестивале, самом большом фестивале в России “Звезды белых ночей”. И я думаю, что это только начало. Кстати, для меня было честью встать за пульт во время представления “Аттилы”, я открыл для себя ваш оркестр, и вообще я считаю, что на столь серьезной основе можно делать хорошие вещи, обмениваясь опытом, произведениями и артистами.
- Вы всегда на слуху, Вы всегда первый. В чем феномен Валерия Гергиева?
- Если это все правда, а на самом деле, я думаю, что это не так, то это, наверное, оттого, что я никогда не обращал внимания на награды. Как говорят - награды находят людей, и в то же время мне кажется, что люди не должны стараться схватить их как можно больше. А человеческое признание приходит после определенного количества совокупных признаков. Если мы прошли безнадежно трудные годы в конце 80-х, то я считаю, что и сейчас у нас есть вызовы, но они не настолько угрожающие, в то время как, например, в 90-х годах, я помню, мы потеряли вообще все свои деньги, которые были у театра. Но мы прошли через это, и я один бы ничего не добился. Ведь моя задача была не выставлять себя вперед, а увлечь коллектив, организовать жизнь, даже быт артистов - это тоже моя задача, и я с ней сталкиваюсь каждый день, как руководитель, вот уже на протяжении 25 лет. Надо думать о Вагнере или о Верди. О том, чтобы тщательно их отработать и не думать, будет или нет тебе за это какая-то награда. Я надеюсь, что наша музыкальная молодежь тоже придет к этой мысли, и чем скорее, тем лучше.
- В “Астана Опера” в этом году открылся только второй сезон. Как Вы связываете свою творческую жизнь с этим театром, какие могут быть Ваши творческие инициативы, чем Вы порадуете своих поклонников?
- У меня сложились очень добрые отношения с руководством театра, мы даже друг друга только по имени называем, без отчества. Я очень укрупнил наше присутствие в Китае, а теперь вот и в Казахстане, потому что бываю тут неоднократно за малые промежутки времени. Мне пришлось делать дополнительные концерты при этом, лететь в Алматы, неожиданно перемещаться. Такие вещи делаются только между друзьями - спонтанно, без контрактов, в очень дружеской и сердечной атмосфере, которая присутствует при этом. Поэтому я считаю, что связи между Мариинским театром и “Астана Опера”, а также балетной труппой “Астана-балет” - это залог того, чтобы у нас появлялись хорошие совместные работы. Что касается моего личного участия и участия наших ведущих артистов, а они замечательные, как и певцы из “Астана Опера”, которые тоже участвуют в наших концертах, для совместной работы у нас есть все возможности. У нас только репертуар включает, наверное, около двухсот постановок, и это очень большая цифра. Если из этих двухсот в течение ближайших пяти или десяти лет мы создадим десяток новых, это будет идеально, это даст новую динамику.
Кстати, следующее наше выступление - в Оперном театре Владивостока, который был построен почти одновременно с “Астана Опера”, и с ним мы также хотим заключить такие же партнерские отношения, как и с вашим театром. Выступаем ежегодно мы в Токио, Пекине, Шанхае, где даем или все симфонии Прокофьева, или все симфонии Шостаковича, Чайковского, Стравинского. А ведь не все можно вот так запросто поставить даже многочисленными силами артистов разных стран. Но у нас это в репертуаре, мы можем сходу назвать 20 партитур, и все их озвучить.
- Это могучее слово - репертуар...
- Да, и меня поражает, что в “Астана Опера” всего за год выросли и планы, и возможности, продолжая расти и сейчас. Но хороший репертуар занимает обычно три-пять лет, чтобы встать на какую-то минимальную основу, чтобы он пошел в развитии дальше. В “Мариинке” 230 лет такой работы, поэтому здесь моей огромной заслуги нет, это процесс исторический. Например, у нас действительно огромным успехом пользуются оперы Прокофьева. Но их нельзя только музыкально считать высококлассными, должны быть постановки, которые вызывают и должны вызывать, особенно у молодежи, восторг. Для этого мы в свое время сделали очень необычную постановку “Войны и мира”, сильнейшую постановку оперы “Семен Катков”.
Может, и “Астана Опера” тоже придет к тому, что силы театра совершенно точно великолепно с этим справятся, а мы создадим вот этот коридор, если так можно выразиться, который будет давать возможность быстрых активных обменов. Потому что создавать спектакли заново - это потребует огромных средств. А когда спектакль есть, его можно просто перевозить - этот процесс во всем мире уже отработан десятилетиями. Но мы и так видимся три-четыре раза в год, так что не буду обещать золотые горы - это смешно, но мы многое можем сделать вместе.
- Из чего складывается Ваш день как музыканта и обычного человека?
- У меня все сплошная проза - никакого мнимого или подлинного величия, чего-то необычного в этом нет. Но иногда я даже ночью просыпаюсь, думаю о коллективе, у меня четыре тысячи людей работают, и вот мысли - как пройдет тот или иной период, как организуем гастроли, как новый спектакль получится, ведь никогда не знаешь, как все это будет на самом деле в окончательном варианте. Поэтому всегда работаешь буквально до последней минуты перед спектаклем - где-то свет поправить, проверить мизансцены, то есть все как у всех. И еще Бог дал мне возможность продирижировать тысячами произведений. Это связано с тем, что я рано начал, не боялся работать, имел здоровье - ведь я вырос в горах Кавказа, на берегу очень холодной и быстрой реки Терек. Риск тогда был огромный, но я, будучи ребенком, не задумывался об этом. Потом появилась выносливость, ну и вызов был огромный - распад Советского Союза, все это было неожиданно, ново, как и всем, пришлось не единожды переживать девальвацию, которая уменьшала в разы выделенный на театр бюджет. Поэтому, как тогда, так и сейчас, все мои мысли направлены просто на жизнь - как и что мы будем делать завтра или послезавтра, ведь, повторю, я отвечаю за коллектив Мариинского театра, который возглавляю уже больше 26 лет.
- Вы исполнили множество произведений. Какое из них было Вам созвучно 20 лет назад, 10 лет назад, сегодня?
- Я никогда не изменял музыке Дебюсси, хоть я и становлюсь старше, мне хочется играть его несколько произведений, которые у него являются моими любимыми. Прокофьева я играю 50 произведений - ну нравится он мне! Люблю играть циклы, потому что, например, играя симфонии Шостаковича, ты снова объявляешь большой вызов, и публике не скучно. То есть вместо пары-тройки произведений ты играешь все. Трудно, но интересно, и я благодарен судьбе за это, так что жаловаться мне на что-то грех.
Астана |