|
Ботагоз Омар
По подсчетам ООН, ежегодная прибыль контрабандистов исчисляется 250 миллиардами долларов США. Это деньги, которые не доходят до бюджетов стран мира. Тем не менее, эксперты убеждены, что совсем искоренить это зло невозможно, можно лишь частично снизить его масштабы
Как всегда, в этом вопросе развитые страны мира с опаской поглядывают на такие регионы, как Афганистан, страны Центральной Азии и Турцию. Именно эти государства, по мнению программного офицера глобальной программы борьбы с отмыванием денег УНП ООН Марии Решовой, являются отправной точкой незадекларированных товаров.
“Огромный незаконный оборот табачных изделий, ценные, редкие товары - это то, что перевозится через различные каналы по всему миру. Основным вызовом является то, что это приводит к огромным прибылям. Мы говорим о 250 миллиардах долларов. Это то, что зарабатывает незаконная экономическая контрабанда в год”, - отметила она.
В свою очередь, глава Центра ОБСЕ в Астане посол Наталия Зарудная “дипломатично” перечислила основные проблемы в Казахстане, которые служат почвой для развития нечистых схем транзита товаров, не отраженных в декларациях. Она подчеркнула, что контрабанда стратегического сырья, культурных ценностей и валюты представляет угрозу не только для экономического суверенитета, но и для общественной безопасности страны.
“На активность контрабандистов воздействуют как внешние, так и внутренние факторы”, - издалека начала глава Центра ОБСЕ, добавив, что среди внешних факторов наибольшую роль играют недостаточный экспортный и валютный контроль и открытость таможенных границ.
“К внутренним же факторам относятся криминализация экономики, сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов. Неоправданно высокие ставки отдельных видов налогов и пошлин, несоответствие уровня налоговых и таможенных ставок экономической ситуации. Низкий уровень благосостояния, что подталкивает малообеспеченных граждан к сознательному участию в нелегальном бизнесе. Структурная деформированность национальной экономики, ее низкая конкурентоспособность. И последний, но не по назначению и масштабам влияния, фактор - это коррупция”, - добавила она. Подчеркнув, что контрабанда неразрывно связана с коррупцией в органах власти, управления, правоохранительных органах, в банковских структурах, что затрудняет успешную борьбу с этим негативным явлением.
В ходе регионального двухдневного семинара “Противодействие экономической контрабанде”, организованного при содействии вышеперечисленных организаций, представителям таможенного контроля Минфина ничего не оставалось, как рассказать, что усиленная работа в этом направлении ведется.
“До 2012 года нами выявлялось до 300-400 уголовных правонарушений, связанных с экономической контрабандой. В 2012 году нами был сделан акцент на выявление значимых преступлений. Это позволило нам объективно увидеть ту картину, которая складывается на этом рынке. И если в 2008-2011 годах доля конфискованных товаров составляла не более 300-400 миллионов тенге в год, то за последние четыре года она ежегодно достигает 6-7 миллиардов тенге. И это тоже не предел. Но мы поступательно идем к тому, чтобы поставить определенный заслон экономической контрабанде и говорить о том, что в нашем государстве такое явление минимизировано и составляет не менее 10-20 процентов, в отличие от нынешней ситуации в целом”, - отметил заместитель начальника управления по борьбе с контрабандой Комитета таможенного контроля МФ РК Талгат Нурманов.
Он добавил, что сегодня основными направлениями канала поставки контрабанды на территорию Республики Казахстан являются казахстанско-китайский участок (где с учетом транзитного потенциала основным потребителем является Российская Федерация), казахстанско-киргизский участок государственной границы, южный участок (Турция, Иран, ОАЭ), Турция через территорию России, а также страны Прибалтики.
Поэтому перед таможенными органами сегодня стоит задача укрепления южных границ республики, усиления таможенного и пограничного контроля.
“Тесный контакт таможенных служб Союза создает благоприятные условия в организации борьбы с преступностью в сфере таможенного дела. Однако на сегодняшний день отсутствует единый международный документ, регулирующий порядок взаимодействия правоохранительных и специальных органов Таможенного союза, что является задачей будущего”, - резюмировал Талгат Нурманов.
Астана |