|
Алла Иванилова
В следующем году в Астане пройдет очередной, V Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Подготовительные мероприятия по этому случаю начались давно, а вчера в столице состоялось XIII заседание секретариата съезда
Съезд лидеров мировых и традиционных религий проводится в Астане начиная с 2003 года. За 10 лет религиозные лидеры четыре раза собирались в казахстанской столице, чтобы обсудить актуальные вопросы. Сегодня они уверены, что такой диалог необходим, однако пора от слов переходить к делу. “Надеюсь, что следующий Съезд лидеров мировых и традиционных религий будет не только для речей, но и конкретных действий”, - отметил на вчерашнем заседании секретариата епископ Бэдфорда, представитель Англиканской церкви Ричард Аткинсон. Священнослужители считают, что необходимо расширять формат диалога и приглашать не только религиозных, но и политических деятелей.
“Голос религиозных лидеров очень слабо слышен. Настала пора говорить с представителями политических кругов”, - высказал свое мнение епископ Евангелическо-Лютеранской церкви в Казахстане, представитель Всемирной лютеранской федерации Юрий Новгородов. Однако полностью уповать на политиков они не намерены. “Мы с вами понимаем, что и политические лидеры, к сожалению, на самом деле говорят одно, а делают совершенно другое... Мы должны наладить связь между политиками и помочь некоторым определиться, перестать называть черное белым, а белое - черным”, - отметил заместитель председателя отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, руководитель секретариата Межрелигиозного совета России Роман Богдасаров.
Чтобы от слов перейти к делу, на V Съезд лидеров мировых и традиционных религий, который пройдет в 2015 году в Астане, пригласят политиков. “Диалог религиозных лидеров и политических деятелей во имя мира и развития” - именно эта тема станет главной. По словам руководителя секретариата съезда
Касым-Жомарта Токаева, религиозные лидеры являются хранителями моральных и нравственных ценностей, оказывая влияние на умы и настроения отдельных людей и общества в целом. Они могут способствовать преодолению барьеров невежества, страха и непонимания. Политики, в свою очередь, могут претворять в жизнь мечты и чаяния народов. При этом, как считает постоянный представитель корейского буддистского ордена “Чогечон” в Центральной Азии, “необходимо понимать, что в голове у политиков, когда мы будем их приглашать на съезд”.
Обсуждая злободневные проблемы, лидеры мировых и традиционных религий в очередной раз “защищали” ислам, говоря о том, что это миролюбивая религия и ничего общего с терроризмом и экстремизмом не имеет. Тех, кто прикрывается ею, совершая преступные деяния, необходимо наказывать. Однако представители христианства отметили, что сегодня опасные явления происходят и в центре Европы, где христиане убивают друг друга, растут национализм, неонацизм, в открытую используется фашистская символика. “Терроризм - это абсолютно другое, иное явление природы, которое в зависимости от ситуации, как модница, надевает то или иное платье”, - считает представитель Всемирной лютеранской федерации Юрий Новгородов. При этом он обратился к представителям ислама: “Братья, представляющие исламские общины, не должны свою речь строить, оправдываясь или доказывая, что ислам - это религия мира. Мы все это прекрасно понимаем. Важно, чтобы это от всех нас слышали те, кто одурманен, ослеплен псевдорелигиозной риторикой и вошел в экстремистские организации”.
В свою очередь руководитель секретариата съезда Касым-Жомарт Токаев заметил, что сегодня идеи религиозного экстремизма и радикализма обретают популярность среди молодежи, проживающей не только в бедных неразвитых странах, но и в странах Запада. Чтобы остановить это, необходимо “правильно” обучать молодежь и пересмотреть учебные планы по истории, культуре и теологии.
Еще одна причина распространения экстремизма, по мнению религиозных лидеров, - средства массовой информации. Журналисты, как и политические деятели, должны “фильтровать” информацию, чтобы не способствовать распространению экстремизма.
В последние годы все чаще звучат мнения - быть или не быть съезду лидеров мировых и традиционных религий. Одни считают, что религиозные деятели, собираясь в Астане раз в три года, только обсуждают и ничего не решают. Более того, подобные форумы в последние годы появились и в других странах. Однако священнослужители солидарны в одном - съезд нужен, но в другом формате. Делать “что-то уникальное, не повторяя за другими”, “дать душу казахстанским инициативам”, “развивать диалог с политическими деятелями” - предлагают они. “Ошибочно мнение, что съезд не нужен и не эффективен. Это равносильно тому, что говорить больному, чтобы он прекратил принимать лекарства. Сейчас мы говорим о болезни, а диалог - это лекарства”, - привел аллегорию советник министра по делам ислама Королевства Саудовская Аравия доктор Абдулла Фахад аль-Лхидан.
Как бы то ни было, спустя 10 лет формат съезда будет расширен, и рядом с религиозными деятелями за круглый стол сядут политики.
Астана |