|
Алла Иванилова
В последние годы в Казахстане активно пропагандируется тема усыновления. Это дает свои результаты - все больше детей обретают пап и мам. Однако в обществе все еще преобладает стереотип - чужой ребенок никогда не станет родным. Власти решили материально стимулировать казахстанцев на усыновление детей
На сегодняшний день в республике насчитывается 33 680 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для сравнения: в 2011 году - 47 тысяч). Из них 21 856 находятся под опекой или попечительством в семьях казахстанских граждан, 1947 - на патронатном воспитании, 9879 детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на полном государственном обеспечении в 188 детских домах.
Сегодня чиновники большое внимание уделяют развитию сети учреждений семейного типа. В республике уже функционируют 16 таких детских домов и 11 деревень, где проживают около 700 детей. До 2020 года в Казахстане планируют открыть еще девять семейных домов и деревень семейного типа.
Внедряют альтернативные формы устройства детей-сирот в семьи. Так, для усыновителей, патронатных воспитателей, опекунов и попечителей, принявших сирот в семью, введено материальное стимулирование. С 2010 года патронатным воспитателям выплачивается заработная плата от 35 тысяч тенге и выше, а также пособие на содержание ребенка в размере 16-18 тысяч тенге в зависимости от его возраста. С 2011 года производится ежемесячная выплата пособия опекунам и попечителям в размере 18 МРП.
Благодаря принятым мерам за последние пять лет общее число детей-сирот в стране сократилось на 8812 человек, а число воспитанников детских домов - на 5237 детей. Причем основной контингент казахстанских усыновителей - люди среднего достатка и лишь около 5 процентов - те, кто добился высокого общественного и материального положения.
Кроме того, для усыновителей упрощены все процедуры и открыт интернет-портал
www.usynovite.kz
, где собрана информация по усыновлению, опеке и патронату, а также банк данных детей-сирот.
Подсчитав, во сколько государству обходится содержание одного ребенка в детском доме, чиновники решили активнее пропагандировать усыновление, в том числе стимулируя этот благородный шаг материально. Так, в Астане на каждого воспитанника детского дома ежегодно тратится 1,5 миллиона тенге (сюда входят оплата коммунальных услуг, содержание воспитателей и т.д.), ежемесячно - 118 тысяч тенге, а ежедневно - около 4 тысяч тенге. Впрочем, сумма варьируется в зависимости от региона.
Так вот, с января 2015 года тем, кто усыновит ребенка, будет выплачиваться единовременное пособие в размере 75 МРП (148 650 тенге). К такому шагу чиновники шли не один год. Первоначально государственные мужи совместно с НПО провели исследование, чтобы выяснить, какой вид вознаграждения в случае усыновления ребенка идеален: единовременное пособие, поощрение либо выплата ежемесячного пособия. 74 процента опрошенных заявили, что им по душе единовременное пособие. Затем специалисты, изучив мировой опыт, вывели три приблизительные суммы пособий - 132 тысячи тенге, 446 тысяч тенге или 779 тысяч тенге. В итоге, как мы видим, правительство выбрало самый “экономный” вариант. В соседней России еще несколько лет назад начали материально стимулировать усыновление. В этом году единовременная выплата усыновителям выросла с 13 087 до 100 000 рублей на каждого ребенка (эти субсидии не действуют в случае опеки или попечительства). Правда, это касается только некоторых категорий детей-сирот: инвалидов, находящихся в кровном родстве - братьев и сестер, и тех, кто старше 7 лет. Этим категориям детишек труднее всего найти приемные семьи, отмечают специалисты.
В Соединенных Штатах Америки, согласно налоговому законодательству, приемным родителям частично компенсируются суммы, потраченные на усыновление. В случае усыновления семья получает налоговый кредит на 12 970 долларов на каждого приемного ребенка и может списать эту сумму из ежегодной декларации. Если речь идет об усыновлении ребенка, которому требуется медицинская или психологическая помощь, приемные родители могут списать из своих налоговых деклараций и более серьезные суммы. Власти большинства штатов США предоставляют таким семьям льготы до 25 тысяч долларов. По подсчетам National Adoption Center, процесс усыновления обходится американским родителям в 10 тысяч долларов, если речь идет о ребенке, рожденном в родной стране, и до 50-60 тысяч долларов в случае иностранного усыновления. Социальные службы могут помочь семье в получении беспроцентного кредита на сумму до 50 тысяч долларов на покрытие расходов, связанных с усыновлением. В 2001 году более 40 штатов США приняли закон, в соответствии с которым обучение в государственных и муниципальных колледжах и университетах является бесплатным для усыновленных детей.
Сегодня более 2,5 тысячи казахстанцев стоят в очереди на усыновление. Наши граждане более привередливы. Только 10 процентов потенциальных приемных родителей изъявляют желание усыновить ребенка старше шести лет. Остальные хотят не только здорового ребенка в возрасте до трех лет, но и соответствующей национальности и пола, и похожего на них. Такие пары могут ждать годами, поскольку большинство сирот в детских домах имеют какое-либо заболевание. “В детских домах практически нет такого возраста здоровых детей, соответствующих всем требованиям потенциальных усыновителей. Поэтому есть очередность. Наши дети в детских домах готовы к тому, чтобы их усыновили. Но, как правило, они у нас все с какими-то заболеваниями, что во многих случаях не устраивает наших казахстанских граждан”, - констатировала Маншук Абдыкарим.
Тем временем за годы независимости Казахстана иностранные граждане усыновили 8872 ребенка, причем большинство из них с серьзными заболеваниями. География весьма разнообразна - около 30 стран: США, Испания, Франция, Канада, Германия, Италия, Бельгия, Ирландия и другие.
Среди усыновителей казахстанских сирот около 800 руководителей крупных компаний, 18 известных политиков, конгрессменов, сенаторов, свыше полутора тысяч адвокатов и судей, 27 артистов и спортсменов. В свое время бывший министр образования и науки Жансеит Туймебаев называл фамилии некоторых известных усыновителей. Это сенатор США председатель Торгово-промышленной палаты Кроули, личный советник Билла Клинтона Демпси.
В нашей стране почему-то не престижно усыновлять чужих детей. Хотя раньше богатые и не очень люди поддерживали сирот. Да и такого понятия, как социальное сиротство, не было. Некоторые казахстанские приемные родители пытаются всячески скрыть факт усыновления, стыдясь этого. Многие даже меняют место жительства, что затрудняет последующий контроль за условиями жизни и развитием взятых на воспитание детей.
Общественные деятели считают, что количество сирот могло бы значительно сократиться в стране, если бы детские дома были открытыми учреждениями. Приходившие туда люди могли бы видеть, как живут сироты. Возможно, это подвигло бы их на усыновление. Между тем инициативу чиновников материально стимулировать казахстанцев за “акт милосердия” некоторые рассматривают скептически, опасаясь, что это приведет к тому, что детей будут брать ради “наживы”. Конечно, с таким мнением трудно согласиться, поскольку усыновитель должен иметь необходимые средства для надлежащего воспитания ребенка, и органы опеки на это в первую очередь обращают внимание. К тому же чиновники закрыли все лазейки для тех, кто думает заработать на сиротах. Если усыновитель, получив пособие, потом откажется от ребенка, то ему придется вернуть всю сумму плюс выплатить штрафные санкции.
Астана
В настоящее время усыновления разрешены в 173 странах мира, однако 47 стран не публикуют соответствующих данных. В тех странах, где такая практика не распространена, развито попечительство или передача детей в семьи родственников. По оценкам специалистов ООН, ежегодно в мире усыновляют примерно 260 тысяч детей. 85 процентов усыновлений происходят внутри одной страны, 15 процентов - международные. Значительная часть усыновлений приходится на небольшую группу стран, причем половина - на США. |