|
Алла Иванилова
По мнению отечественных чиновников, к 2050 году Казахстан остро ощутит нехватку воды - дефицит возрастет в три раза. Понимая, что печальное будущее не за горами, в стране ищут новые способы добычи воды
О том, что Казахстан небогатая на пресную воду страна, говорили давно. Но тревогу забили только пару лет назад.
Около 50 процентов водных ресурсов республики сосредоточены на юге страны, 30 - в центральном, северном и восточном регионах и менее 20 процентов - на западе. Но даже юг со своей “львиной” долей в засушливое время остро ощущает нехватку поливной воды. Причина в том, что истоки всех крупных рек, протекающих в Казахстане, находятся в соседних государствах. Общий сток рек в стране 101 кубический километр, однако только 56,2 кубического километра формируются здесь. Остальная часть поступает к нам из других государств, которые также берут из рек воду. К примеру, из Сырдарьи черпают воду на хозяйственные нужды Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Из-за этого нынешний объем ее стока с 400 кубометров в секунду снизился до 30 кубометров.
Конечно, в цивилизованном мире договоренности по стоку трансграничных рек регулируются соглашениями со всеми сопредельными странами. Однако меньше всего получается договориться с Китаем. Хотя это важный “водный” партнер, поскольку главные реки Восточного Казахстана - Иртыш и Или - берут начало в Китае. Иртыш поит почти четыре миллиона казахстанцев, значение Или для Балхаша, Капшагая и всего региона также огромное. С 2000 года китайцы начали осваивать запад страны, делая из него крупный промышленный центр. В результате Черный Иртыш стал снабжать водой центр нефтегазовой промышленности Синьцзяня - город Карамай, а на Или китайцы осваивают десяток водохранилищ и почти шестьдесят гидроэнергетических установок. Ежегодно из этой реки Поднебесная забирает около пятнадцати кубических километров воды, и эта цифра постоянно растет. Экологи предупреждают: увеличение водозабора из Или приведет к разделению Балхаша на два водоема и пересыханию одной его части.
Может повториться судьба Арала. Не менее ужасные последствия будет иметь и уменьшение уровня воды в Иртыше, который через канал Иртыш - Караганда питает и столицу.
Еще один негативный фактор, который сказывается на дефиците воды, - неудовлетворительное состояние очистных, гидротехнических сооружений, лотковых систем, водопроводных сетей в ЖКХ. Износ водораспределительной системы составляет 70 процентов. В целом по стране потеря воды при транспортировке составляет 2,6 кубических километра (в 3,5 раза больше, чем тратится на хозяйственно-питьевые нужды).
При этом, если посмотреть, на что человек тратит воду, то картина такая: на личную гигиену - 32 процента, на смыв в туалетах - 30 процентов, на мытье посуды - 16 процентов, на стирку - 12 процентов, на уборку - 4 процента, на полив сада и огорода - 4 процента, на приготовление пищи - 2 процента.
Чиновники предпринимают меры, чтобы обеспечить население водой. Ведь Казахстан находится на одном из последних мест в СНГ по запасам пресной воды. Если посмотреть географию обеспеченности водными ресурсами, то больше всего пресной водой обеспечена Алматинская область. Крайне ограничены в воде Акмолинская, Западно-Казахстанская, Атырауская и Мангистауская области.
В свое время в Казахстане была принята программа “Питьевая вода” на 2002-2010 годы. На ее реализацию из бюджета направили более 205 миллиардов тенге. В итоге на протяжении восьми лет, пока действовала программа, чистой водой были обеспечены всего 3417 отдаленных сел и аулов. Однако в планах таких населенных пунктов должно было быть 7232. После тщательной ревизии выяснились неприглядные факты - во многих местах, где должны были появиться водопроводы, они так и остались в виде миражей в пустыне. Кое-где они все же появились, однако воды в них не было. В итоге госпрограмму свернули и, учтя все предыдущие недостатки, дали старт другой - “Ак булак”, рассчитанной на 2011-2020 годы. В 2012 году из бюджета на ее реализацию выделили 123,8 миллиарда тенге, которые, по словам чиновников, потратили на 337 проектов по городскому и сельскому водоснабжению и водоотведению, в частности, реконструкцию 5,3 тысячи километров сетей. В результате принятых мер доступ к централизованному водоснабжению в городских населенных пунктах за год ее реализации увеличился с 82 процентов до 84, по сельским населенным пунктам - с 42,5 до 43 процентов. Однако большой надежды на новую программу общественность не возлагает и не исключает возможность, что опять трубы проведут, а живительной влаги в них не будет.
Программа “Ак булак” предусматривает значительные средства на поиски и разведку месторождений подземных вод. Казахстан имеет большие перспективы по трехкратному приросту запасов подземных вод. Уже исследовано 1552 месторождения. Утвержденные запасы подземных вод, которые состоят на балансе государства, - 42,2 миллиона кубометров в сутки. Они формируются за счет восполняемых естественных ресурсов (атмосферных осадков, речных стоков и так далее). Причем, по словам некоторых отечественных геологов и гидрологов, человек умудряется уничтожать даже подземные источники. Больше всего систему подземных вод разрушают шахтная и карьерная добыча полезных ископаемых. Хотя в мире существуют другие способы извлечения руды из-под земли, сохраняющие запасы воды.
Чтобы стимулировать у казахстанцев экономию воды, чиновники повышают тарифы и повсеместно устанавливают счетчики. Однако, согласно результатам социологического исследования, проведенного Институтом политических решений в марте 2013 года, такие меры одобряет всего 4,9 процента населения. Большинство населения (26 процентов) считают эффективной мерой экономии ремонт водопроводов в ЖКХ. Почти 21 процент предлагают разделять техническую и питьевую воду, за повторное водопотребление - 7,5 процента, а за использование подземных вод - 7,2 процента.
Еще один способ экономии водных ресурсов, который предлагают в Казахстане, - собирать дождевую воду. В некоторых странах активно используют такой метод. Так, в Германии землевладельцы уже давно практикуют фильтрацию дождевой воды, которую направляют на орошение своих угодий. А в одном из немецких городов инициировали введение налога для тех фермеров, с чьих участков дождевая вода стекает на улицу и затем попадает в городской канал. Подобное предлагают сделать и в нашей стране.
Фото Константин Маскаев
Астана |