|
Алла Иванилова
Расклеенные в городе объявления “Пропал без вести” и аналогичные рубрики в передачах о чрезвычайных происшествиях всегда привлекают внимание. Многие из тех, кто ушел и не вернулся, не возвращаются никогда, и родные и близкие не знают об их местонахождении десятилетиями, других находят спустя некоторое время живыми или мертвыми. Но в нынешний век информационных технологий отыскать человека стало намного проще
Каждый год в Казахстане исчезают бесследно около полутора тысяч человек. По статистическим данным, численность без вести пропавших людей с начала 2008-го и до 2010 года стремительно снижалась, но с 2011 года начала вновь расти. Так, в 2008 году в розыске было 3365 человек, в 2009 году - 2595, в 2010 году - 2202 человека, в 2011 году - 2473 пропавших, а уже в 2012 году общее количество пропавших возросло до 2838 человек. На сайте Министерства внутренних дел в базе данных “Розыск лиц без вести пропавших” значится 1047 человек. В досье каждого пропавшего - фотография, особые приметы, описание, в чем были одеты, когда пропали, и краткая информация о последнем местопребывании. Стоит отметить, что контингент довольно разный - дети, пенсионеры, бомжи, психически больные, страдающие потерей памяти и те, кто уже пропадал ранее. Истории большинства одинаковы: вышел из дома и до настоящего времени не вернулся. Основная часть “невидимок” пропадает в Алматы, оно и понятно - это самый густонаселенный город республики, куда в поисках лучшей доли едут из регионов. Некоторые исчезают после ссоры с близкими, другие не возвращаются с работы, магазина или школы. Пропадают, уехав на рыбалку, за грибами, на заработки в другой город или страну. Причем в базе данных есть те, кто исчез десять-пятнадцать лет назад. Где они сейчас, неизвестно, вполне возможно, кто-то стал жертвой преступлений, кто-то потерялся или утонул либо попал в другую неприятную ситуацию, а может, намерено ушел, чтобы начать жизнь с чистого листа. Между тем поправки, внесенные в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования правоохранительной деятельности и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства, отныне обязывают возбуждать уголовное дело в случае, если в течение первых двух месяцев местонахождение пропавшего человека не установлено. Независимо от того, имеются ли признаки криминала в его исчезновении или нет. Аналогичный опыт имеется в Белоруссии, и он свидетельствует: процессуальным путем быстрее устанавливаются обстоятельства исчезновения пропавшего, так как используется весь спектр следственных действий, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом, такие, как допрос, очная ставка, обыск и т.д.
Специалисты выделяют три группы, наиболее подверженные риску пропасть без вести: люди, имеющие психические заболевания, пожилые люди со слабоумием или потерей памяти и молодежь. При этом статданные свидетельствуют, что чаще пропадают мужчины. Это обусловлено тем, что они выезжают в командировки, на сезонные работы. Среди женщин и детей в группе риска девушки легкого поведения и несовершеннолетние из неблагополучных семей.
Дети зачастую теряются, и виной тому беспечность родителей, оставляющих их без присмотра. Только в Астане с начала текущего года в правоохранительные органы поступило 49 сообщений о пропаже детей. Как правило, полицейскими в течение суток устанавливается их местонахождение. Но не все истории заканчиваются так благополучно. Подтверждение тому - исчезновение в апреле этого года в городе Рудном Костанайской области 7-летней Виктории Ганя. Первоклассницу, по словам свидетелей, похищенную мужчиной, искала не только специальная следственно-оперативная группа, но и несколько сотен волонтеров. За информацию о местонахождении маленькой девочки полиция назначила вознаграждение в один миллион тенге. Спустя месяц волонтеры обнаружили тело девочки на заброшенной стройке недалеко от трассы Рудный - Тобол. Как показала экспертиза, смерть наступила от черепно-мозговой травмы. Вскоре был задержан 19-летний парень, подозреваемый в убийстве, который состоит на учете у психиатра. Недавно он дал признательные показания. Эта печальная история вызвала общественный резонанс, поскольку нашедший девочку доброволец рассказал, что ему помогли записи с камер видеонаблюдения, которыми с самого начала располагали полицейские. В итоге руководство полиции Костанайской области было наказано за некачественную организацию поисков девочки.
Подростки в некоторых случаях исчезают по своей воле, в основном сбегая из дома после ссоры с родителями. Так, в прошлом году общественный резонанс вызвала пропажа 17-летней школьницы Насти Спивак из Костаная. После того, как она ушла из дома, по всей области были расклеены листовки с ее данными. Поисками Насти занималась не только полиция, но и волонтеры. В итоге почти через месяц девочку нашли в Астане на железнодорожном вокзале. Пока школьницу искали, а ее родители не находили себе места, она пустилась в приключения. Побывала в Рудном, Лисаковске и даже в Астане, где бродяжничала две недели, ночевав на железнодорожном вокзале.
Специалисты отмечают - чем раньше начинают искать, тем чаще находят. По горячим следам и в течение первого года розыска находятся до 80 процентов пропавших взрослых и 90 процентов детей. Сегодня в век информационных технологий найти человека намного проще. Во всем мире к поиску людей подключают специальные сайты, социальные сети. Есть множество примеров, когда с помощью интернета удавалось найти пропавших людей. Причем выйти на их след удавалось добровольцам, а не полиции. Известны случаи, когда похитители детей после объявления розыска, оказавшись под массированным давлением общества, были вынуждены отпустить свои жертвы. Сегодня и в Казахстане активно используется эта практика. В социальных сетях распространяют фотографии ушедших и не вернувшихся. Несколько лет назад житель Алматы, объединившись с добровольцами, создал сайт по поиску попавших детей Poiskdetei.kz. Примером послужил российский ресурс, который успешно функционирует на протяжении многих лет. Однако из-за финансовых трудностей казахстанский портал пришлось закрыть. Эту инициативу намерены возродить, создав в Казахстане специальный сайт, посвященный пропавшим детям, данные по которым будет предоставлять Генеральная прокуратура.
Недавно Генеральная прокуратура, проанализировав решения по гражданским делам о лицах, признанных безвестно отсутствующими или объявленных умершими, за 2010-2013 годы, выяснила неприглядную правду. Так, 112 казахстанцев ошибочно были объявлены умершими или без вести пропавшими. Как оказалось, эти люди в добром здравии и ведут активную жизнь. При этом за последние четыре года количество рассмотренных судами дел этой категории возросло на 21 процент - с 979 до 1186. Более чем наполовину возросло и количество удовлетворенных заявлений о признании лиц безвестно отсутствующими или объявлении умершими - с 570 до 877. В надзорном органе считают, что действующая система представления доказательственной базы по признанию лица безвестно отсутствующим либо объявления его умершим требует пересмотра. Прокуроры выступают за обязательную проверку по специальным учетам любого лица, привлекаемого к административной ответственности либо обратившегося за получением документов, удостоверяющих личность, и других государственных услуг.
Справка “НП”
По статистике, каждую секунду в мире пропадает один человек. 80 процентов людей, пропавших без вести, рано или поздно находятся. Однако оставшиеся 20 процентов исчезают навсегда, словно их никогда не существовало. К примеру, в соседней России безвозвратно исчезают до 15 тысяч человек в год.
Международный день пропавших без вести людей отмечается каждый год 30 августа. Международный день памяти пропавших детей - дата, учрежденная по инициативе Европейской федерации по розыску пропавших и оказавшихся жертвами сексуальной эксплуатации детей, - ежегодно 25 мая
Астана |