|
Юлиана Жихорь
Новая отечественная авиакомпания “Эйр Казахстан” презентовала на днях самолет Q400 NextGen компании “Бомбардьер”. Именно эти борты в течение ближайших пары лет составят парк авиакомпании. Первый полет турбовинтовой авиалайнер с казахстанским флагом на хвосте должен совершить в середине следующего года
О том, что в стране появится новый национальный авиаперевозчик, чья деятельность будет ориентирована на внутренние рейсы, стало известно в феврале этого года. Заявление об этом было сделано на встрече Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева с президентом компании “Бомбардьер” Пьером Бодуэном.
Причем заявление это было весьма интересным. “Мы заинтересованы в приходе на казахстанский рынок такой известной компании, как “Бомбардьер”. В этой связи мы планируем создать еще одну отечественную авиакомпанию “Эйр Казахстан”, которая будет выполнять внутренние рейсы”, - процитировала тогда пресс-служба Акорды слова Назарбаева.
Тогда же сообщалось, что в мае новая авиакомпания будет зарегистрирована. И вот выяснилось, что собственно компания была создана в марте текущего года. Как сообщил “НП” глава ФНБ “Самрук-Казына” Умирзак Шукеев, доли владения между Фондом национального состояния и “Бомбардьер” равнозначные: “Самруку” - 50 процентов, “Бомбардьер” - 50 процентов. Впрочем, как заявлял чуть позднее президент новой авиакомпании Нуржан Шакиров, информация является “коммерческой тайной”.
Зато не тайна тот факт, что вливание “Бомбардьер” состоит в “технической, консультационной поддержке и обучении пилотов” и обслуживающего персонала, который в будущем будет обслуживать борты. Видимо, основная нагрузка по закупу новеньких самолетов ложится все-таки на “50 процентов” от Фонда “Самрук-Казына”.
В общем, казахстанской эту авиакомпанию можно назвать разве что по месту прописки. Во всем остальном - полноценное равнопредставленное СП.
А суммы, надо сказать, там немаленькие. Планируют закупить не менее 10 самолетов по цене 23 миллиона долларов за единицу. Поставка будет осуществляться партиями: сначала 4-6 самолетов, затем оставшиеся. По словам Шакирова, с марта-апреля будущего года первые самолеты прилетят в Казахстан. И уже с середины 2015 года будут осуществлены первые полеты. Осуществлять их будут иностранные пилоты, отечественные сядут за штурвал “после того, как мы наберем достаточное количество пилотов и они пройдут обучение”. Как надеется Шакиров, это произойдет уже в течение первого года функционирования летного состава компании.
И, наконец, самое интересное.
Изначально, когда только объявили о планах по созданию “Эйр Казахстан”, заявляли, что компания возьмет на себя внутренние рейсы в города, куда по различным причинам не может летать “Эйр Астана”. Однако теперь сообщается, что новая компания будет “помогать “Эйр Астане”, подвозя пассажиротрафик до ее основных хабов”. А также летать в те города, “куда сейчас “Эйр Астана” не летает или летает недостаточно часто”.
При этом президент новой авиакомпании говорит о том, что, согласно планам, стоимость авиаперелета будет “несколько ниже, чем сейчас”. Но предупреждает, чтобы на сильно большие скидки не надеялись, поскольку “на безопасность полетов влияет много факторов, и это отражается в цене”. (К слову, Умирзак Шукеев, выступая в конце февраля на брифинге, заявил, что сегодня требования безопасности к авиакомпаниям возрастают, поэтому “в стране не должно быть монополии в этой сфере”.)
Однако конкурентом сегодняшнему национальному перевозчику “Эйр Казахстан” себя не считает.
Скорее конкуренцию “Эйр Казахстан” составит ряду других региональных авиакомпаний, которые сегодня представлены на рынке. Большая часть из них работает либо на весьма “возрастных” авиалайнерах, которые практически излетали положенный ресурс, либо, увы, прославились авиапроисшествиями. К тому же редко кто из перевозчиков может похвастать собственным авиапарком: большинство самолетов были взяты в лизинг, а то и вообще в аренду.
Однако еще несколько месяцев назад отечественные авиаперевозчики были воодушевлены, заявляя, что им пока “Эйр Казахстан” не конкурент. “Говорить о влиянии новой компании на деятельность уже существующих отечественных авиаперевозчиков можно будет только тогда, когда новая авиакомпания объявит планируемые к эксплуатации направления”, - сказала несколько месяцев назад руководитель PR-службы SCAT Виктория Ульянова.
Но вот вопрос: если “Эйр Казахстан” возьмет на себя обслуживание городов, куда не летает сегодня национальный авиаперевозчик, то это, скорее всего, не сыграет на руку сегодняшним маленьким компаниям. И еще один нюанс. “Эйр Астана” отказалась от обслуживания некоторых городов по причине некачественной инфраструктуры аэропортов. Заявлялось даже, что ВПП в некоторых городах опасны для жизни пассажиров. (Что, впрочем, не мешало летать туда менее принципиальным компаниям.) Получается, что, взяв на себя обслуживание таких “неблагополучных” городов, “Эйр Казахстан” опровергнет заявления о неудовлетворительном состоянии инфраструктуры аэропортов?
С момента объявления о создании новой отечественной (или полуотечественной) авиакомпании велось много дискуссий (на обывательском уровне) относительно названия “Эйр Казахстан”. Прошлая компания с этим названием, как известно, кончила печально: в 2004 году она обанкротилась. Ее обязательства составили 78 миллиардов тенге при активах 5,4 миллиарда тенге. Тогдашнее руководство авиакомпании сообщило о добровольной передаче внутренних рейсов авиакомпаниям SCAT, “Атырау Ауе Жолы” и “Саяхат”. Теперь, видимо, настал момент повернуть время вспять.
Справка “НП”
Для Казахстана планируется поставлять 78-местные турбовинтовые самолеты Q400 NextGen. Q400 отличает высокая крейсерская скорость - в среднем на 30 процентов выше существующей на турбовинтовых самолетах. Скорость - до 667 км/ч. Большой грузовой отсек. По словам президента авиакомпании “Эйр Казахстан”, “это самый лучший самолет”: “Учитывая нашу географическую особенность, климатические перепады, а также перепады по высотам, это единственный самолет, который отвечает всем требованиям. Кроме того, достаточно быстрый. На расстоянии до 600 километров он готов конкурировать по скорости и времени полета с реактивными самолетами”.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |