|
Ольга Шишанова
В столичном Дворце Независимости проходит выставка художников современного изобразительного корейского искусства “Люди” при участии художников-корейцев из Казахстана и Узбекистана
Вернисаж посвящен исследованию жизни и истории представителей корейской нации, депортированных 77 лет назад в Центральную Азию (известных в настоящее время как “коре-сарам”), а также корейцев, непосредственно проживающих на Корейском полуострове, чьи судьбы, несмотря на расстояние и время, по-прежнему перекликаются между собой. Как рассказала “НП” известный казахстанский искусствовед Галина Поваляшко, сегодня, несмотря на дружбу между двумя странами, современное изобразительное искусство Кореи в Казахстане известно очень мало.
Этому есть свои причины, прежде всего политического характера, - разделение когда-то единого государства на два противоположных по идеологии лагеря.
Неповторимость традиционного искусства “земли высоких гор и сверкающих на солнце рек”, как поэтически называли корейцы свою родину, прослеживается в их стремлении к гармонии, в созерцательном отношении к природе, в символизации всегда.
Тем не менее организаторы выставки на этот раз презентовали иное искусство, далекое от традиционной техники пейзажной живописи на шелке. О ней напоминают лишь несколько работ художника Ли Ман Ик, остальные - Джунг Соп, Донг Ю Ким, Сэ Ок Со, Вон Чол Джонг, Джонг Гу Ли и другие - демонстрируют разнообразные современные техники, стили и жанры.
Сама экспозиция состоит из трех разделов, в первом и втором - работы художников из Центральной Азии и Южной Кореи. Корейскую диаспору Казахстана и Узбекистана представляют Виктор Мун, Николай Пак, Сергей Ким, Николай Шин, Джан Сонг Ын. Их акварельные, гуашевые и живописные работы, выполненные в авангардной стилистике, органично вписываются в экспозицию и воссоздают этнокультурную и художественную целостность корейского народа.
Главная тема произведений - эхо далекой истории депортации в лицах и судьбах людей, хранящих память о родине и перенесенных испытаниях. В третьем разделе современными изобразительными средствами (принты, фотографии, инсталляции) воссоздан портрет корейского народа.
Корейские художники мастерски сочетают современную и традиционную техники, работая акрилом на холсте или бумаге, в смешанной технике либо в современной стилевой манере. А главные герои выставки - люди: в радости или беспокойстве, совсем старые или полные сил, родители или дети, энергичные женщины или танцующие мужчины.
Это прочность духовного потенциала культуры, жизнестойкость преодоления невзгод, восходящих к древним пластам национального самосознания, ставшие спасительным фактором, обусловившим взлет культуры и искусства. Недаром жители Кореи прославились на весь мир своим творческим дарованием, развивая которое на протяжении многих веков в национальном искусстве, создали огромное количество знаменитых произведений живописи и прикладного творчества.
Самобытная корейская живопись имеет долгую историю развития. Рисунки корейских художников можно отличить не только по их правдивым и красивым изображениям, но и по разнообразию примененных методов и приемов живописи.
Нарисованные пейзажи завораживают зрителя своей легкостью и нежностью. Яркие краски, четкость и тонкое изображение мельчайших деталей - это все неполный перечень средств, используемых корейскими художниками.
С древних времен в Корее существует легенда о великом художнике Соль Го, который тысячу двести лет назад изобразил на стене храма сосну. Он сделал все настолько ярко и так правдиво, что к рисунку стали слетаться птицы. Да и сегодня изобразительное искусство Кореи развивается семимильными шагами, применяя национальный колорит и современные культурные запросы, поскольку в живописи принято применять техники в смешанном стиле с использованием натуральных материалов.
Чтобы было, куда это все разместить, в самой Корее в прошлом году открылся второй по счету Музей современного искусства. Там в пяти экспозициях представлено в общей сложности около 120 работ от 70 авторов. При этом наибольший интерес у посетителей вызывает проект Со До Хо под названием “Дом в доме, в доме, в доме, в доме”.
Пройдя через вестибюль на первом этаже, вы попадете в отрытое пространство, а затем в огромный дом голубого цвета. Эта работа, которая занимает пространство с цокольного до третьего этажа, впечатляет своими размерами - ее высота 12, а ширина 15 метров.
В первом и втором залах, вход в которые бесплатный, представлено 60 работ, наиболее ярко передающих дух современного корейского искусства. Остальные предназначены для специальных экспозиций, знакомящих с творчеством зарубежных художников и новыми направлениями в изобразительном искусстве.
Корейские искусствоведы говорят, что Музей современного искусства в Сеуле должен стать мостом между прошлым и будущим корейского искусства и поднять современное изобразительное искусство Кореи на новый уровень подобно той роли, которую играют Музей современного искусства в Нью-Йорке и Центр Помпиду в Париже.
Ведь не случайно южные корейцы могут похвастаться буквально любым видом искусства. Хотя в той же традиционной живописи у них очень сильны китайские мотивы и элементы каллиграфии, где наиболее важной чертой являются линии, проведенные кистью. Впрочем, судить об этом теперь могут и казахстанские зрители. Добавим, что выставка будет ждать своих почитателей до 16 июля.
Фото из архива галереи
Астана |