|
Айгуль Жилкишина
К другим берегам
Мы часто говорим о поддержке казахстанских брендов туристического бизнеса и о том, как перенаправить потоки отдыхающих с заморских берегов на отечественные. Цивилизованный пляжный отдых для казахстанцев - куда в качестве альтернативы Турции, Объединенным Эмиратам и Иссык-Кулю нас могут отправить наши туроператоры? Предлагаем рассмотреть отдых на Капшагайском и Бухтарминском водохранилищах. А кому охота - в курортной зоне Боровое и на озере Алаколь. Но как до них добраться?
Если посмотреть в интернете перечень предлагаемых курортных услуг казахстанских турбаз, то в линке “транспорт” часто указываются лишь две возможности добраться до пункта назначения - личный автомобиль или такси. Но, во-первых, не все граждане являются автовладельцами, а главное, если речь идет о массовом туризме в масштабах страны, то к местам отдыха должны вести все дороги - автомобильные, воздушные и железнодорожные. Далее, расписание поездов и авиарейсов, по правилам логистики, должно быть составлено так, чтобы время прибытия поезда или воздушного судна состыковывалось с отправкой пригородного поезда или автобуса. Среднестатистический турист со всеми членами семьи и энным количеством багажа не должен проводить долгие часы на вокзалах, в аэропортах или автостанциях в ожидании отъезда. Иначе отдых превратится в кошмар.
Комфорт в дороге - также дело далеко не последнее, особенно для пассажиров с детьми. В условиях нашего климата нам хотелось бы, чтобы рейсовые автобусы и вагоны поездов были оборудованы персонально регулируемыми кондиционерами в каждом купе. Замена вагонов поездов дальнего следования и пригородных поездов, а также ремонт железнодорожного полотна - подобные меры совсем не помешают улучшению сервиса транспортировки отдыхающих.
Но самым слабым звеном этой логистической цепочки являются наши автомобильные магистрали. Давайте назовем их так - это на слух воспринимается приятней. Их качество, вернее, отсутствие такового, стало антирекламой дорог вообще, которые пока лишь на небольшом участке всей сети автодорог можно назвать “хайвэй”.
Как добраться
до Борового?
От Астаны до курорта Боровое примерно 250 километров. Астанчанам удобнее добираться до места отдыха на маршрутном такси с привокзальной парковки либо на автобусе от автовокзала. Согласно расписанию, с автовокзала Астаны до Щучинска ежедневно курсируют 14 рейсов: первый уходит в 6.40, есть еще 5 рейсов, отправляющихся в курортную зону до 13 часов. Для отдыхающих курсируют еще 8 маршрутов в вечернее время, последний отъезжает в 23.55. В пути автобус находится от 3,5 до 4 часов.
Как можно доехать до Борового из Алматы или других городов страны? Конечно, можно авиарейсом через Астану, а далее - как описано выше. Есть другой вариант воздушного пути до зоны Боровое - прямым рейсом до города Кокшетау, который находится близко к озеру. Но авиарейсы обходятся дороже для семейного бюджета, и к тому же самолеты на линии до Кокшетау не новые, и поэтому предпочтительней наземный транспорт - это дешевле и проще.
Быстрее всего и удобней добраться до Борового по железной дороге - на поезде и электричке. Уже несколько лет между столицами курсирует знаменитый “испанский” экспресс Talgo. Это ежедневный рейс, поезд из Алматы уходит в 19.40, прибывает в Астану в 8.25, время следования в пути - около 12 часов, вагоны комфортабельные. Есть также два ежедневных рейса Алматы - Астана. Один из них отправляется со станции Алматы II в 12.59 и следует в северном направлении на протяжении 20 часов 21 минуты. В 9.40 состав прибывает на станцию Астана. Другой рейс - уходящий со станции Алматы I в 21.40 поезд через 18 часов 32 минуты доставит вас в 15.42 в Астану. Пригородные поезда отправляются в том направлении в 7.25, 8.20 и 18.55. Покупая билет на поезд, убедитесь, что время прибытия железнодорожного состава из Алматы раньше времени отправления электрички в Щучинск. К сожалению, две утренние электрички уходят раньше, чем прибывает алматинский поезд, но есть еще один рейс вечером, в 18.55. Правда, уставшие с дороги пассажиры должны прождать от 3 до 9 часов, чтобы продолжить свой путь до места отдыха. А ведь если организовать грамотную состыковку “испанки” и электрички до Борового, пассажиропоток может увеличиться в разы. Впрочем, на одной привокзальной площади с железнодорожным вокзалом находится и автовокзал - поэтому иногородние могут выбрать и рейсовые автобусы. Расписание - смотри выше.
Если же вы предпочитаете передвижение на автомобиле, то отрезок Астана - Боровое действительно заслуживает и похвал, и названия “автобан”. Дорога до курорта занимает в среднем 2-3 часа с большим удовольствием, за которое надо платить - впрочем, недорого.
Как добраться
до Алаколя?
На границе Алматинской и Восточно-Казахстанской областей (примерно в 80 километрах от казахстанско-китайской границы) находится озеро Алаколь, базы отдыха которого расположены и на так называемом Алматинском, юго-западном (в поселках Коктума и Акши), и на противоположном, Семипалатинском, берегах. Для отпускников привлекательным является в первую очередь водный отдых - на Алаколе (и близлежащих мелководных озерах) можно позагорать на пляже, а также принять бальнеологические процедуры.
Из Алматы легче всего добираться до Алматинского берега озера Алаколь. До поселка Коктума (станция Коктума) или Акши (станция 13-й разъезд) можно добраться на поезде, на автобусе с автовокзала Алматы и на автомобиле (650 километров) примерно за 10 часов. Озеро Алаколь остается слабым звеном на туристической карте Казахстана в силу транспортных проблем. Добраться до Алаколя сегодня можно на автобусе, но это очень изнурительная поездка по ухабам и кочкам, поэтому чартерный рейс по железной дороге более удобен и не столь изматывающий.
Для удобства жителей южной столицы с прошлого года существует чартерный поезд Алматы - Алаколь (022Ц). Собственно, это поезд направления Кызылорда - Семей, к которому на станции Алматы I прицепляются два дополнительных вагона - один плацкартный, второй - купе. Время следования до пункта назначения, до станции Коктума, составляет 16 часов, вагоны, к сожалению, старые. Поезд Алматы - Алаколь будет курсировать до конца лета, он отправляется в 14.25 со станции Алматы I по нечетным числам.
Из Астаны до Алаколя по железной дороге можно добраться следующим образом: доехать до станции Бесколь, около Дружбы, на казахстанско-китайской границе. Это еженедельный рейс - по субботам из Астаны уходит в 17.40, время следования в пути 20 часов. Как видите, эта ниша сектора услуг совершенно не занята. Развивая сеть автомобильных дорог и железнодорожных станций в этом регионе, можно одним выстрелом убить двух зайцев: построить подъездные пути, ведущие из столицы к экономически (и стратегически) важному району на границе с Китаем, а также обеспечить инфраструктуру для туристического бизнеса на востоке страны.
По словам казахстанских туроператоров, при правильной организации этот маршрут может стать более востребованным у казахстанцев, чем известный киргизский курорт, так как Алаколь (примерно 26-27 градусов) теплее озера Иссык-Куль (18-19 градусов). К тому же у соседей достаточно высокие цены на отдых. И при разумном подходе у Алаколя есть все шансы стать привлекательнее для наших туристов, чем киргизское озеро.
Напомним, что 29 мая 2013 года ЮНЕСКО включила Алаколь во Всемирную сеть биосферных заповедников. И, кстати, железнодорожная справочная по стране 105 сообщает, что билеты на алматинский поезд до озера Алаколь на июль месяц уже полностью раскуплены.
Как добраться
до Бухтармы?
Бухтарминское водохранилище находится в Восточно-Казахстанской области, посреди Алтайских гор, в ста километрах на юго-восток от города Усть-Каменогорск и является самым большим в Казахстане. Базы отдыха на берегу Бухтарминского водохранилища находятся в 80-150 километрах от Усть-Каменогорска, на левом и правом берегах водохранилища.
Основное количество баз отдыха Бухтармы расположено на побережье от дома отдыха “Голубой залив” до поселка Новая Бухтарма. В этом районе в отличие от остального побережья большое количество хвойных деревьев и заливов, образовавшихся при заполнении Бухтарминского водохранилища.
Для того, чтобы добраться до Бухтармы как из Алматы, так и из Астаны, сначала нужно доехать до Усть-Каменогорска (любым видом транспорта - автобус, поезд или авиарейсы).
Далее из Усть-Каменогорска от железнодорожного вокзала Защита курсирует поезд Защита - Зыряновск до станции Новая Бухтарма, которая находится на правом (северном) берегу водохранилища. До Новой Бухтармы можно также добраться на автобусе из Усть-Каменогорска. Из Новой Бухтармы можно доехать до места отдыха на такси или на пароме, если выбранный пансионат расположен на левом берегу водохранилища. К услугам отдыхающих имеются также автобусные маршруты до города Усть-Каменогорск, и дальше до Новой Бухтармы.
Конечно же, всегда можно добраться до этого водохранилища и на автомобиле - дорога от Алматы займет 15-16 часов. Как отзываются автопутешественники, “из Усть-Каменогорска до Бухтармы есть 50 километров хорошей новой дороги и 50 километров плохой, старой - ехать нужно где-то 2 часа”.
Как добраться
до Капшагайского
водохранилища?
Капшагай - одно из излюбленных мест отдыха прежде всего для жителей южной столицы. От Алматы до курортного центра ехать всего 75 километров, поэтому, казалось бы, доехать довольно просто - на поезде, на рейсовом автобусе или такси. Однако есть ряд существенных “но”.
Для того, чтобы добраться до вожделенного водохранилища железнодорожным транспортом, нужно, конечно, купить билет до станции Капшагай. Неоспоримое неудобство представляет то, что сама станция находится далеко от центра Капшагая, и добраться на поезде можно лишь с пересадкой, так как прямые железные дороги в город не заходят. Это нужно учитывать тем, кто хочет приехать из Астаны или из других городов.
Следующий “парадокс”: железнодорожная станция Капшагай и автовокзал находятся далеко друг от друга. Возле автовокзала есть железнодорожная платформа “О.п. 1612 км”, на которой останавливается единственный в тех краях пригородный поезд. Согласно летнему расписанию по станции Капшагай, доехать туда можно со станции Алматы I с периодичностью 3 раза в неделю. Отправка в 10.32, следующим вечером - обратно. Пригородный поезд находится в пути 3 часа 30 минут и без особого комфорта - вагоны старые, следовательно, без кондиционеров. Это, конечно, не вписывается в современный контекст, но теоретически такая возможность существует.
Автобусы из Алматы (с автовокзалов “Саяхат” и “Сайран”) до Капшагая ездят ежедневно несколько раз в день с интервалом в 30 минут, и на дорогу до водохранилища уйдет примерно 1,5-2 часа. От автовокзала до городских пляжей ходит автобус, до зон отдыха - такси и частный транспорт.
Из других городов до Капшагая можно добраться через Алматы. До южной столицы - как понравится, а дальше, как описано выше, по знакомой схеме.
Для тех, кому срочно и “невтерпеж” - стоимость поездки на такси маршрутом от Алматы до Капшагая составит 4000 тенге, а из Алматы до зоны отдыха Капшагая - 4500 тенге по предложениям в интернете. А одна из служб такси города предлагает следующие расценки: Алматы - Капшагай стоит 5000 тенге, а до зон отдыха - 7000 тенге.
И напоследок: сейчас ведутся ремонтные работы на трассе Алматы - Капшагай. Все перекопано, все ездят по грунтовой дороге или по частично отремонтированному полотну - так что берегите собственные нервы и ходовую ваших автомобилей!
Что еще “отпугивает” отечественных инвесторов от развития казахстанского массового туризма? Короткий курортно-пляжный сезон? Круглогодичный он только в нескольких регионах мира, все остальные довольствуются несколькими месяцами в году. Да и отпуск у большинства людей составляет лишь месяц в году, и все в него отправляются, как правило, в июле-августе. Так что это всего лишь отговорка.
Нет, основная проблема в том, что, имея богатые природные условия для организации отдыха казахстанцев, мы не располагаем развитой дорожно-транспортной сетью. У нас нет подъездных путей к нашим озерам, заповедникам и другим местам отдыха. И это далеко не пустяк - из-за того, что отечественные инвесторы не имеют интереса вкладывать средства в отечественную индустрию отдыха, потоки наших туристов уезжают отдыхать за рубеж. По той простой причине, что за кордоном все это есть. И даже если за организованный отдых нужно переплачивать, наши соотечественники это делают.
Если нет (наплыва) туристов, то в данном регионе невыгодно развивать бизнес. Если это не приносит (пока) доходов, значит, инвестиции туда не поплывут потоком и спроса опять не будет. Что это значит - смотри начало абзаца. Получается замкнутый круг. Кто разорвет его?
К примеру, туристический бизнес в регионе Алаколя развивается недавно - меньше 10 лет. Пока энтузиасты довольствуются малым - и доходность невысока, и туристов немного. Но чтобы сдвинуться с мертвой точки, необходимо начать развивать инфраструктуру - подводить все виды коммуникаций, и в первую очередь - удобные, скоростные, современные транспортные магистрали. Это, впрочем, касается, не только туристического бизнеса, но и всякого другого. |