|
Алла Иванилова
На этой неделе в правительстве презентовали Единую программу развития регионов, которая объединила ряд уже действующих отраслевых госпрограмм. Пока чиновники приводят в порядок документацию, казахстанцы ждут реальных действий
Единая программа развития регионов включила в себя такие ныне действующие программы, как “Доступное жилье -2020”, модернизация ЖКХ на 2011-2020 годы, “Ак Булак”, развитие моногородов на 2012-2020 годы и развитие регионов. Необходимость их объединения возникла в связи с тем, что все документы содержат вопросы, связанные с развитием инженерных коммуникаций, а также другие повторы. В проекте единой госпрограммы предусмотрены мероприятия по развитию малых городов и приграничных территорий. Города Казахстана поделили на три уровня. В первый вошли такие мегаполисы, как Астана, Алматы, Шымкент и Актобе. Города второго уровня - областные центры, а также Семей и Туркестан. Замыкают деление перспективные моно/малые города, опорные сельские и приграничные территории.
Программа предусматривает еще одно изменение - теперь все бюджетные инвестиционные проекты будут рассматриваться коллегиально с участием госорганов и с приоритетом регионального развития. Вместе с тем из объединенных программ исключили меры, связанные с поддержкой бизнеса. Они “ушли” в “Дорожную карту бизнеса-2020”. “Целью подготовки единой программы был не просто механический свод, необходимо было определить новые приоритеты, каковыми является поддержка развития центров экономического роста, поддержка через создание необходимых жизненных условий для населения, поддержка через создание соответствующей инженерной инфраструктуры для бизнеса и населения”, - отметил министр регионального развития
Болат Жамишев.
|
По прогнозам, в результате реализации программы к 2020 году ожидается снижение различий между регионами по уровню валового регионального продукта на душу населения в 8 раз, средний рост ВРП в реальном выражении составит около 38 процентов, а средний рост инвестиций в основной капитал на душу населения - 20 процентов |
Систематизировав все документы, чиновники поставили новые цели. Так, согласно проекту программы, в Казахстане к 2020 году будет введено в эксплуатацию 45 миллионов квадратных метров жилья, доля объектов кондоминиумов, требующих капитального ремонта, снизится на 35 процентов, износ инженерно-коммуникационной инфраструктуры - на 25 процентов. Будет обеспечен доступ к централизованному водоснабжению в городах - 97 процентов, в сельских населенных пунктах - 75 процентов, к централизованному водоотведению - 97 и 18 процентов соответственно. В агломерациях к 2020 году модернизируют около 680 километров сетей теплоснабжения, 346 - в Алматы, 163 километра - в Астане, остальное - в Шымкенте и Актобе. По прогнозам, в результате реализации программы к 2020 году ожидается снижение различий между регионами по уровню валового регионального продукта на душу населения в 8 раз, средний рост ВРП в реальном выражении составит около 38 процентов, а средний рост инвестиций в основной капитал на душу населения - 20 процентов.
За цифрами скрываются реальные дела. Однако, как показывает опыт, не всегда эффективные. Так, Программа развития моногородов стартовала в Казахстане в 2012 году и была рассчитана до 2020 года. Однако уже первый год ее реализации показал ряд недочетов. В частности, внимание местных чиновников было сосредоточено на развитии инженерной и социальной инфраструктур, при этом второстепенными стали такие направления, как диверсификация экономики малых городов, развитие предпринимательства, создание рабочих мест, расширение малого и среднего бизнеса. Первоначально госпрограмма преследовала цель создать предприятия, так называемые якорные проекты, которые дали бы толчок для развития моногородов, которых в республике насчитывается 27 с общей численностью населения 1,53 миллиона человек, или 16,8 процента от городского населения страны. Программа предусматривает предоставление безвозмездных и безвозвратных грантов до трех миллионов тенге, микрокредитование, обучение основам предпринимательства и подведение инфраструктуры к проектам бизнеса. Однако далеко не все деньги, выделенные на развитие бизнеса, освоили. В правительстве объяснили это тем, что требуется определенный период “раскачки”. А пока якорные проекты “раскачиваются”, в забытых городках все еще высока безработица и, соответственно, самозанятость населения. Возможно, правы некоторые эксперты, говоря о том, что моногорода, созданные еще при советской экономике как центры для крупных промышленных и оборонных предприятий, сегодня не приемлемы. Есть опасения, что частная крупная компания откажется от инфраструктурных объектов, сократит до минимума занятость, внедрив новые автоматизированные технологии, оплату работающим также будет производить по минимуму. Но, с другой стороны, одним росчерком пера не вычеркнешь эти города с карты Казахстана.
Подобная проблема есть и, казалось бы, в благополучных Соединенных Штатах Америки. Там образовался целый Rust Belt (“Пояс ржавчины”) вокруг company towns - их варианта моногородов. Создаются особые зоны, где вводятся соответствующие льготы, применяются и другие меры. Так, в городе Флинт (что в Мичигане) провели сокращение города, разбив на некоторых заброшенных территориях парковую зону. Однако ни один “рецепт” не является панацеей.
Астана |