ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



СПЕКТАКЛЬ В ОДИНОЧКУ Горячие новости / Культура

Ольга Грищенко
На покаянии, или Падение в... себя
Вот уже шесть лет, как на сценах алматинских театров с неизменным успехом идет моноспектакль известного актера отечественного театра и кинематографа, ведущего нескольких телепередач Евгения Жуманова по повести французского писателя лауреата Нобелевской премии Альбера Камю “Падение”.
Карьера этого спектакля началась в Театре юного зрителя имени Н. Сац, а продолжается в молодом театре имени Байтена Омарова “Жас Сахна”. Еще в 2008 году по опросам газеты “Известия” спектакль был признан лучшим. Кроме того, “Падение” является единственным моноспектаклем в Казахстане. До сих пор никто больше не решился взять на себя ответственность удерживать внимание публики в течение двух часов в одиночку. Постановку этого спектакля осуществил режиссер Юрий Ханинга-Бекназар, а над инсценировкой Евгений Нуриевич работал сам в течение 14 лет!

Жуманов поцеловал мне руку. Нет, не Жуманов, конечно, а Жан-Батист Кламанс, благопристойный герой последнего крупного произведения Альбера Камю “Падение”. Прямо в первые пять минут спектакля! Я оказалась частью пьесы. Намерения его были просты - добиться благожелательного расположения прессы к себе. Почему я показалась ему журналисткой? Неужели он знал, что несколько лет назад я и вправду писала статьи? Нет, нет, этого не может быть, он выбрал меня случайно. Не зря же я взяла билет на первый ряд, в самой его середине! Я сделала это намеренно, ведь со зрителями первого ряда всегда что-нибудь, да и происходит. Сколько раз я видела по телевизору, что они невольно оказываются соучастниками представления. И я не явилась единственной избранницей в этот вечер, тремя девушками правее меня сидела очаровательная барышня, которой выпала честь испить хеннесси с героем Камю. Благодарю актера за его проницательность. Как он угадал с выбором “жертв”! А если бы он предложил выпить коньяк мне, а руку поцеловал той другой? Как это было бы несправедливо. Но, честно признаться, с первой секунды своего появления он обезоружил зал.
Искренность. Обаяние. Легкость. Нет, этих слов недостаточно. Где же та грань перехода от современности к событиям почти столетней давности? От Евгения к Жану-Батисту? Что это? Мобильный телефон? Он использует его несколько раз. Вначале с телефона звучит интродукция к популярной некогда телеигре “Кто возьмет миллион?”. Значит, на сцене все еще Жуманов, наш добрый старина ведущий. Бдительность потеряна, и зритель сам не замечает, когда, в какой момент он оказывается соучастником покаяния. Затем мы слышим, как с телефона поет персонаж одной из рассказанных Жаном-Батистом историй. Мобильное устройство - будто тонкая связующая нить, не дающая нам пропасть и окончательно разувериться в жизни, но вселяющая надежду выскочить живыми и душевно здоровыми из пучины беспросветных и горьких переживаний героя. Неожиданно в конце пьесы на проводе “появляется” его дочь и пронзительная исповедь обрывается. Зритель просыпается, как от тяжелого навязчивого сна. Смущенно не глядим друг другу в глаза... виновны! И виновны вместе. А гипнотизер Жуманов легко взмахнул своей большой мягкой ладонью и вывел нас из транса в мгновение ока. Ну вот и я попалась на эту уловку. Сначала говоришь о себе, о собственных переживаниях, а затем незаметно отождествляешь себя со всем зрительным залом, и уже звучит “мы слышим”, “мы виновны”. Это, кажется, психологический прием “судьи на покаянии” - незаметно переходить с “я” на “мы”, тем самым давая себе право судить других.
alt
Режиссерские решения и находки Юрия Ханинга-Бекназара и самого Евгения Жуманова играют в точку. Они и усиливают, и дополняют эмоциональный фон. Как выразить боль обиды от незаслуженного унижения? Рассказывая невидимому собеседнику о неком нелицеприятном факте своей биографии, актер бреет лицо и как бы нечаянно режет себе щеку. Мы видим кровь, кто-то в зале даже вскрикивает... хочется подскочить и протереть, обработать рану! А кукла? Большая пластиковая обнаженная кукла годов эдак... детства Жени Жуманова. Здесь она - одна из обольщаемых девушек Кламанса. И очень откровенный материал для отображения всей эволюции отношений между ними. Куклой все не ограничивается. Режиссерской фантазии нет предела. Актер достает журналы Playboy и с удовольствием демонстрирует нам потрясных девчонок, понятно, во что одетых. Таким образом Жуманов абсолютно органично знакомит нас с этапом развратной эпопеи его героя.
Сцена с Иисусом - отдельная. Раздавить яйцо - этот символ жизни, и слышать об избиении младенцев. Признаваться в атеизме и рыдать возле распятия. С первого до последнего акта пьесы звучит полифония. Многоголосие. Все нити - каждый голос - Жуманов нещадно держит в своих руках. Он крепко держит нас, зрителей. Он ни разу не оставил нас без внимания.
“Какая же у него воля”, - думаю я. “Это же я! Я!” - кричит Жан-Батист, и мне хочется тоже крикнуть: “еще!” Потому что, во-первых, в зале хорошая акустика, а во-вторых, актер знает, как работать со звуком, как запустить в пространство волну обертонов, чтобы она отозвалась в душе зрителя. Когда ты бьешь прямо в центр барабана свободной и сильной ладонью, он дает удивительно звонкий резонанс, и мы наслаждаемся услышанным объемным звуком. Я ловлю себя на ощущении такого же глубокого удовольствия от резких вскриков актера. Его тело мечется по сцене. Он физически нездоров, приступы удушья преследуют его. На третьем кризе у меня спазмами схватило живот. Мне стоило больших усилий не загнуться, как Кламанс, прямо в первом ряду. Решила не конкурировать с Евгением. Справилась с собой.
Где-то в одном из прошлых интервью с Жумановым я прочла признание, что ему этот герой очень близок по духу. Камю и вправду поразительно оживляет образ, где можно узнать дюжину своих знакомых и себя в придачу. Риторический вопрос проходит белой нитью сквозь весь монолог, начиная с двух черных голов негров-невольников вплоть до возвещения в конце повести рабства как благодеяния. Восславить свободу или же воздать должное господину, каков бы он ни был? Жан-Батист Кламанс, “судья на покаянии”, склоняется к последнему.
Слова героя звучат пророчески: “Вы сюда еще вернетесь!” - и я прихожу вновь на этот спектакль. И вновь. Вдруг меня осеняет догадка. А столь ли пессимистична история? Ведь происходит полное перерождение человека. Сначала он счастлив тем, что научился жить по законам общества, за это его все ценят и любят. А потом Жан-Батист прозрел, и ему нестерпимо захотелось жить по своим собственным законам и найти компромисс... со своей совестью. Он просто заглянул к себе в душу, его “падение” было “падением в себя”, а значит, “падением в свободу”! Так через потерю прежних идеалов и ценностей человек постепенно обретает свое “я”.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение