|
Ботагоз Омар
Несмотря на то, что на этой неделе мажилисмены на заседании Комитета мажилиса по социально-культурному развитию разнесли проект государственного образовательного стандарта начального образования в пух и прах, разработавшие его представители “Назарбаев Интеллектуальных школ” не отчаиваются: по их мнению, “отторжение” и “сопротивление” - это первые этапы любого нововведения, будь то учебный процесс или реформа образовательной системы
На этой неделе на заседании Комитета мажилиса по социально-культурному развитию был представлен государственный общеобязательный стандарт начального образования (ГОСО). Обратив внимание на то, что школьники начального звена сильно перегружены, вице-спикер мажилиса Дарига Назарбаева раскритиковала этот стандарт.
“Получается, что в свете новых стандартов начального образования, которые сейчас предлагает Министерство образования, этот эксперимент был не нужен. И в МОН никак не объяснили, почему результаты проводимого эксперимента не взяли во внимание, что в нем было хорошего, что плохого. На сегодня мы не видим анализа и итогов. Это обидно для общества в целом и для тех людей, которые 11 лет были в этом эксперименте. Я считаю, что это несерьезный, поверхностный подход к тому, что за эти годы узнали и пережили эти люди”, - отметила депутат.
Она выразила сомнение в необходимости применения западных стандартов, на базе которых Министерство образовании РК рекомендует внедрение нового ГОСО. По новой методике предполагается увеличение количества часов для обучения иностранным языкам в младших классах, введение шести базовых интегрированных предметов: “Язык и литература”, “Математика и ИКТ”, “Естествознание”, “Человек и общество”, “Физическая культура”, “Искусство” (в последнем, кстати, объединят предметы изобразительного искусства, музыки, технологии).
Как отметила на встрече с журналистами председатель правления АО “Назарбаев Интеллектуальные школы” Куляш Шамшидинова, в октябре прошлого года ГОСО поддержало правительство, его рассчитывали внедрить в 2015/2016 учебном году. Сейчас он полностью апробирован на базе “Назарбаев Интеллектуальных школ”. По ее словам, если говорить об этом стандарте простыми словами, то он предполагает отход от сегодняшнего принципа: “Чему учить в школе?” и переход к тренду: “Для чего учиться в школе?”.
То есть в отличие от нынешней системы зубрежки новый подход предполагает развитие у детей критического мышления. Поэтому преподавателям хотят дать “все карты в руки”, открывая им возможности в собственном выборе учебников и образовательных программ.
Сегодня, к примеру, российские СМИ изобилуют обучающими программами, которые в развлекательном, легком формате за 5-10 минут дают тот объем знаний, на которые в современной школьной программе уходит по несколько недель.
“К примеру, я сама, как мама четырехлетнего малыша, с удовольствием смотрю детские познавательные передачи: “Служба спасения домашнего задания”, “Сид - маленький ученый”, “Супер Том и грамотеи”. И понимаю, что 11 лет в одном из лучших лицеев столицы прошли не настолько эффективно, как хотелось бы: оказалось, что сложные годы учебы, чреватые ухудшением зрения, можно было превратить в увлекательный процесс”.
По словам Куляш Шамшидиновой, при проведении среза знаний, который проводится на базе “Назарбаев Интеллектуальных школ” после шестого класса, часть учащихся не подтверждает свои четверки и пятерки. “Я считаю, что причина падения качества знаний в том, что знания не превращаются в собственность ребенка. Потому что нынешняя система образования дает немного заданий на умение использовать полученные знания”, - считает она.
“Мы принимаем детей по способностям, поэтому порой учителя боятся заходить к нашим семиклассникам, потому что они не зависят от педагога, задают очень много вопросов и сами находят пути решения задач”, - резюмировала Куляш Шамшидинова.
По ее мнению, самая первая задача, которая стоит сегодня, - это повысить профессионализм учителя и уровень доступа к интернету. Новой методике сейчас уже обучили более 22 тысяч преподавателей по всей стране, которые уже начали ее применять в учебном процессе. Инициаторы проекта намерены обучить “инновационной” методике 226 тренеров, призванных затем донести эти новые знания более 205 тысячам педагогов.
Конечно, нельзя не согласиться с тем, что реформ в сфере образования слишком много. Но не могут не радовать шаги главного образовательного ведомства страны в сторону развития подхода, главным постулатом которого является образование через всю жизнь. Ведь детям совсем не обязательно держать в голове бесконечные факты и данные, которые редко кому могут пригодиться в жизни, но всем из них нужно показать, откуда их черпать и как применять. Поэтому сейчас авторы вышеуказанной методики пересматривают задания ЕНТ, чтобы они были направлены не на заучивание, а имели логические вопросы.
Астана |