|
Ботагоз Омар
Казахстан не сомневается в том, что договор о создании Евразийского экономического союза будет готов уже до конца апреля. И его останется только скрепить подписями глав государств на заседании Высшего Евразийского экономического совета. Официальная Астана в очередной раз подчеркивает, что “тройка” создана исключительно на экономической основе и не допустит политизации
Единая история, русский язык и схожий менталитет позволили в десятки раз уменьшить срок евразийской интеграции между Казахстаном, Россией и Беларусью. Для европейцев на это ушло четыре десятилетия.
И хотя уже не за горами подписание главами “тройки” договора о создании Евразийского экономического союза, которое станет очередным, более углубленным этапом интеграции, стороны готовы к сотрудничеству только в экономическом, сугубо прагматическом ключе.
Об этом на всех итоговых саммитах говорит Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. И для того, чтобы озвучить современные тренды интеграции, на площадке Службы центральных коммуникаций при президенте провели специальную пресс-конференцию.
Первый вице-премьер
Бахытжан Сагинтаев повторил слова казахстанского лидера о том, что ЕЭС не является политическим объединением, а потому в проекте договора казахстанская сторона даже не стала рассматривать вопросы сотрудничества в сфере образования и науки, культуры, здравоохранения и нелегальной миграции. Так же на более ранних форумах проигнорировали вопросы создания евразийского парламента.
Кроме того, правая рука премьера обратил внимание на то, что с образованием Евразийского экономического союза возврата в СССР не будет.
Что касается возможного создания на территории стран “тройки” финансового регулятора, то, по словам Бахытжана Сагинтаева, его полномочия будут ограничены. “Нельзя говорить о том, что создается некий прообраз Центробанка, какой, например, существует при Евросоюзе. Такого абсолютно не будет. Мы не передаем свои полномочия. Если даже будет создан единый регулятор, это будут чисто какие-то определенные функции”, - не вполне, впрочем, определенно сообщил он, отвечая на цитату вице-премьера России Игоря Шувалова о возможном создании единого финансового регулятора до 2025 года.
“Да, мы знаем, господину Шувалову в Совете Федерации РФ был задан вопрос, и мы у него уточняли, почему в прессе такая информация прошла. Он сказал: “Я этого не говорил, меня неправильно поняли”. Поэтому единый национальный банк, единый центробанк - такого не будет. Здесь можно не беспокоиться”, - добавил Сагинтаев.
Он уточнил, что в случае введения Западом санкций в отношении России казахстанский Кабмин прорабатывает различные сценарии. “Касательно того, как могут отразиться санкции - пока ничего на нас не отражается. Кроме платежной системы и по отдельным физическим лицам, это дальше не идет ни в Евросоюз, ни в США. Возможно, что-то может быть. Например, много говорят о том, что цены на нефть уронят. От этого пострадает не только Казахстан, у нас нефтедобывающих стран очень много. Те же арабские страны, которые являются основными игроками, тот же ОПЕК. Они, наверное, сто раз подумают, прежде чем принять какие-то решения... Мы у себя в правительстве не просто сидим, мы прорабатываем различные варианты на случай того, если на самом деле чисто экономические санкции будут приняты”, - добавил он.
Интеграционные взаимодействия в формате “тройки” приковывают все больше внимания со стороны мирового сообщества, ведь совокупный ВВП трех стран составляет почти два триллиона долларов, промышленный потенциал оценивается в 600 миллиардов долларов, объем выпуска продукции сельского хозяйства - 112 миллиардов долларов, а общий потребительский рынок составляет более 165 миллионов человек.
По официальным данным, благодаря деятельности Таможенного союза рынки сбыта для привлечения инвестиций в казахстанский сектор переработки значительно возрастают.
Так, с момента создания ТС почти вдвое возросли объемы иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность Казахстана (до 3,4 миллиарда долларов США в 2012 году против 1,8 миллиарда долларов в 2009 году). При этом общие объемы прямых иностранных инвестиций выросли на 34 процента и достигли 28 миллиардов долларов США. “О чем это говорит? О том, что значительно повысилась инвестиционная привлекательность Казахстана. Что касается торговли, то в 2013 году товарооборот Казахстана с Россией и Беларусью превысил 24 миллиарда долларов”, - отметил вице-премьер Казахстана.
“При этом не стоит верить заявлениям, что в этих взаимоотношениях мы проигрываем торговую конкуренцию. Простой пример. Например, у нас увеличился экспорт кондитерских изделий, шоколада - в 3 раза, в 17 раз повысились объемы поставок в Россию и Беларусь наших грузовиков, в 16 раз увеличился экспорт цемента”, - отметил он, подчеркнув, что с момента создания Таможенного союза наблюдаются положительные тенденции в развитии производства транспортных средств, готовых изделий из черных металлов, пластмассы, резины, бумаги, бытовой техники. Не говоря уже о 170-миллионном рынке сбыта.
Кроме того, новые возможности для отечественных товаропроизводителей открываются при участии в государственных закупках России и Беларуси. Напомним, что в рамках ТС предприниматели смогут участвовать в любых конкурсах, проводимых госорганами. Правда, здесь следует учесть, что объем госзакупок России и Беларуси составляет около 200 миллиардов долларов, что в 26 раз выше объема госзакупок нашей страны.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |