|
Ботагоз Омар
Миннефтегаза Казахстана на случай введения Западом экономических санкций в отношении России рассматривает новые возможности транспортировки нефти, в том числе через Батуми и Иран. Одновременно с этим на протяжении нескольких лет модернизируются отечественные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Как заверяет главный энергетик страны, уже после 2016 года отечественные НПЗ смогут полностью покрывать внутренние потребности страны в топливе
Напомним, между правительствами Казахстана и России до 2014 года действовало соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, в соответствии с которым Россия беспошлинно поставляла нефть в нашу страну в размере 7 миллионов тонн. Причем на протяжении этих трех лет предусматривалась компенсация потерь бюджета РФ от поставок нефти и нефтепродуктов в Казахстан.
“Со стороны России поступило предложение об изменении соглашения, и мы были вынуждены поставлять свою нефть на свои НПЗ. Та нефть, которую мы без налога получали, была в определенной мере облегчением, но коллеги из РФ аргументировали необходимость изменения соглашения тем, что Казахстан и сам добывает немало нефти”, - отметил вчера в ходе правительственного часа в мажилисе министр нефти и газа Узакбай Карабалин.
Он добавил, что если Атырауский и Шымкентский НПЗ в Казахстане принимают отечественную нефть, то в Павлодар (такова особенность предприятия) поставляется российская нефть, и все три НПЗ на сегодняшний день модернизируются. “После 2016 года мы сможем перегонять на наших НПЗ любую нефть”, - заверил министр.
Но пока в Казахстане нет возможности поставлять на Павлодарский НПЗ 5 миллионов тонн нефти. Максимально приближенный к реалиям объем - 3,5-4 миллиона тонн черного золота.
Что касается возможных санкций со стороны Запада по отношению к России, министр отметил, что в этом случае Министерство нефти и газа рассматривает возможность транспортировки нефти через порт Батуми. По его словам, дополнительные сложности от санкций могут возникнуть ввиду возможного ограничения российского экспорта нефтепродуктов.
“Возможно, тогда к нам будет приходить большое количество нефтепродуктов. С одной стороны, это хорошо. Но с другой стороны - заполнение рынка, если это будет более дешевый нефтепродукт, осложнит работу наших НПЗ, затоварит их”, - отметил министр.
“Кроме того, мы сейчас внимательно наблюдаем за тем, как идет потепление в отношении Ирана: если санкции в отношении Ирана будут сняты, то у нас есть отработанный путь экспорта, из Актау мы переваливали на порт Нека в свое время. Это было для нас хорошее направление до того момента, как Иран не включил более жесткие условия”, - отметил министр.
По мнению Узакбая Карабалина, остается очень важное направление - Китай. “На сегодняшний день нефтепровод в Китай имеет мощность 20 миллионов тонн на участке Атасу - Алашанькоу. От Атырау, от западных областей сегодня мощности не такие большие, между Кенкияк и Кумколь - 12 миллионов и далее 3,6 миллиона тонн. У нас есть программа в течение двух лет усиливать это направление с тем, чтобы мы могли полностью 20 миллионов тонн прокачивать в сторону Китая. Кроме того, мы знаем, что в южном направлении Узбекистан и Туркменистан тоже нуждаются в нефти. Это направление также надо отрабатывать”, - предложил глава Миннефтегаза.
Параллельно с этим в Казахстане продолжают обсуждать вопрос о строительстве четвертого НПЗ. Сегодня рассматриваются различные варианты. К примеру, если завод возводить на Карачаганаке, то для нормальной работы и конкурентоспособности он должен перерабатывать не менее десяти миллионов тонн нефти. И такой завод обойдется в 3-4 миллиарда долларов.
“Сегодня конденсат является действительно высоколиквидным экспортным товаром, за счет чего мы получаем достаточно высокие поступления в бюджет. Но мы по этим проектам имеем обязательства: если он продается даже на внутренний рынок, то по мировой цене. И если мы сегодня будем конденсат перерабатывать с высокой мировой ценой, то понятно, какой цены у нас будут нефтепродукты. С экономической точки зрения, пойти на этот шаг мы пока не можем”, - добавил он.
По его словам, строительство нового НПЗ, возможно, будет начато в 2016 году. АО “Национальная компания “КазМунайГаз” завершит работу по технико-экономическим расчетам и исследованиям вопроса о строительстве четвертого крупного нефтеперерабатывающего завода в Казахстане только к 2015 году.
Каждая реконструкция НПЗ обходится государственному бюджету Казахстана в более чем один (а порой и два) миллиард долларов США. “Это зависит от того, какие условия будут представлены инвестором, какие гарантии будут с нашей стороны, чтобы эти проекты были интересны для инвестирующих сторон”, - отметил министр. В настоящее время, по его словам, идет процесс модернизации всех трех казахстанских НПЗ, который завершится ориентировочно в 2016 году. А к 2022 году республика будет полностью обеспечена бензином, дизельным топливом и авиакеросином по стандартам евро-4 и 5.
Астана |