|
Константин Кочевников
В недрах МВД на основании Закона “О миграции населения” разработали правила, которые с сегодняшнего дня - 1 апреля - регулируют вопросы пребывания трудовых мигрантов на территории Казахстана. О необходимости подобного документа говорилось очень давно. Примерно с того времени, когда стало ясно, что Казахстан занял позицию регионального экономического лидера. Проще говоря, в Казахстане нашлась стабильная разнообразная работа, за выполнение которой охотно взялись гастарбайтеры, трудовые мигранты. Принятые и введенные правила оказались полезны как для полиции, так и для самих гостей-рабочих. Полиция получила инструмент контроля, а трудовые мигранты - правовую валидность и защиту
- Долгое время этот поток был скорее стихийным, - рассказывает начальник отдела миграционной полиции Бостандыкского района Алматы подполковник Берик Келгенбаев. - Люди ехали из соседних стран ближнего зарубежья - Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, приезжали из Монголии. Кто-то пробавлялся случайными заработками, кто-то вливался в поток нелегальной трудовой миграции, работал за высокими заборами, на закрытых частных территориях, куда ограничен оперативный доступ. Никто их, понятно, чаще всего не документировал. В лучшем случае они получали свидетельство о регистрации иностранца, которое хоть и легализовало их пребывание в нашей стране, но не давало права работать. Статистика проводимых рейдов демонстрировала, что людей, которые приезжают в Казахстан на заработки, достаточно, чтобы регулировать этот процесс с помощью правовых инструментов. Понимаете, даже если бы таких работников было всего пара десятков, их трудовая деятельность должна регулироваться нашими законами. Эти люди должны быть учтены и защищены, с их деятельности должны быть уплачены налоги. С сегодняшнего дня миграционная полиция получила этот инструмент. О том, что он появился и начал действовать, мигранты должны знать еще до пересечения границы нашего государства.
- Здесь мы ведем речь о такой категории, к которой относятся домашние работники - гражданах совершеннолетнего возраста, которые трудятся у физических лиц в домашнем хозяйстве, если эти работы выполняются не в целях извлечения дохода работодателем. Это могут быть садовники, гувернантки, повара, уборщики жилья и территории, - разъясняет Берик Келгенбаев. - Это не категория, в которой находятся иностранцы, которых приглашают на должности первых руководителей и их заместителей, руководители структурных подразделений, квалификационные специалисты и квалифицированные рабочие. С ними проблем нет.
Сегодня МВД получит инструмент учета наименее организованной и сложно контролируемой категории иностранцев.
Контроль за въездом, выездом и пребыванием иностранцев будет осуществлять единая информационная система “Беркут”. Со временем она поможет сформировать индивидуальное реноме каждого соискателя, его правовую репутацию. Система будет достаточно хорошо осведомлена о личности соискателя: о составе семьи, его контактных данных за рубежом, а также сведениях о родственниках или знакомых, проживающих на территории Казахстана, с указанием их телефонов.
В обязательном порядке соискателей будут фотографировать и снимать отпечатки пальцев. С одной стороны, это предостережет от неправомерной деятельности, с другой - отсечет явно склонных к уголовщине либо поможет в раскрытии преступлений.
Трудовые иммигранты могут приезжать в Казахстан из тех стран, с которыми заключены соглашения о безвизовом порядке въезда и пребывания, без виз сроком не менее трех месяцев. Мигранту будет выдаваться разрешение - документ установленной формы, выдаваемый органами внутренних дел для выполнения работ или оказания услуг у работодателей - физических лиц в домашнем хозяйстве.
Максимальный срок непрерывного проживания трудового мигранта ограничен одним годом. После чего следует процедура продления или повторного въезда. Таким образом система получает основание для периодических проверок репутации соискателей. Кроме того, хотя бы формально в трудовой деятельности мигранта наступает перерыв, своеобразный отпуск: новое разрешение трудовому иммигранту выдается не ранее чем через тридцать дней после окончания срока предыдущего разрешения.
Может показаться, что этот документ становится препятствием для деятельности трудовых мигрантов. Но не для всех. Новый миграционный порядок призван закрыть дорогу в Казахстан всевозможным нежелательным элементам, среди которых могут оказаться экстремисты, террористы, лица, разжигающие национальную вражду, прочие преступники. Он также должен дисциплинировать и тех казахстанцев, кто дает работу трудовым мигрантам или становится для них принимающей стороной. С такими, кто в течение года привлекался к ответственности за нарушение сроков регистрации у себя иностранных рабочих, вообще не станут иметь дел. Кроме того, находясь вне правового поля, иностранцы, работающие у частных лиц, часто становятся объектами вымогательства со стороны контролирующих органов. Разрешение на работу поможет изжить и эту практику.
При разработке Концепции нового законодательства изучался опыт привлечения иностранной рабочей силы в США, Франции и России. В экономике США, где трудовые мигранты представляют значительную часть рабочей силы, Закон “Об иммиграции и натурализации” действует с 1952 года. Ежегодно там выдается 140 тысяч разрешений на трудовую иммиграцию (не считая въезжающих на выполнение сезонных работ). Вопросы целесообразности допуска иностранной рабочей силы ежегодно рассматриваются Министерством труда США исходя из ситуации на рынке труда.
Более жесткий подход устанавливает Закон “Об иммиграции” Франции от 2006 года, где работодатель должен доказать, что рабочее место не заинтересовало французского гражданина. Но особый упрощенный режим въезда определен для артистов, спортсменов, инженеров, деятелей науки и искусства и категории “компетентных и талантливых” специалистов. В остальном действует четкая система учета трудовых ресурсов, в рамках которой в страну могут въезжать только те рабочие, которые нужны французской экономике.
Наиболее близкой Казахстану оказалась практика, применяемая в России. Там Закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” действует с 2010 года. Он оговаривает условия трудовой деятельности иностранцев, работающих по найму у физических лиц на основании трудовых патентов. Введение системы позволило повысить эффективность миграционного контроля, а также принесло значительные поступления в бюджет. За время действия (с 1 июля 2010 года) в Российской Федерации удалось легализовать свыше 1 миллиона 250 тысяч иностранцев. При этом в бюджет поступило свыше 4 миллиардов 470 миллионов рублей. |