ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Факультет ненужных критериев Горячие новости / Исследования

Ярослава Науменко
В Казахстане впервые разработан и проведен собственный независимый рейтинг оценки качества образования. Начинание должно стать первым шагом на пути отечественных вузов в рейтинги мировые, где пока “хозяйничают” американские и европейские университеты, и даже элитные московские и санкт-петербургские учебные заведения скромно занимают места ниже двухсотого

Так, в испанском рейтинге Webometrics Ranking из 3000 лучших университетов Земли первые 18 - американские вузы, английский Кембридж занимает лишь 19-е место, а легендарному Оксфорду отведено 42-е. Лучший российский университет - МГУ имени Ломоносова - расположился на 232-й позиции, а Сорбонна - и вовсе на 1117-й.
Однако российские эксперты призывают не верить безоговорочно иностранным сводкам. Все чаще раздаются голоса о пристрастности этих зарубежных оценок, о несовершенстве методов, о поверхностности исследований.
Специалисты Института комплексных исследований образования МГУ подтвердили, что мировые данные несколько однобоко отражают главную суть и предназначение высшей школы - качественную подготовку специалистов. Например, Шанхайский рейтинг оценивает университеты в том числе по количеству выпускников и сотрудников, получивших Нобелевские премии и медали Филдса (высшая математическая награда). Хотя последнюю за всю историю получили всего-то 48 человек, да и Нобелевскую премию - менее 600.
Бывший ректор Новосибирского государственного технического университета, профессор Анатолий Востриков считает, что мерить все вузы “общим аршином” - непрофессионально и нечестно: “По-настоящему можно сравнивать вузы “Семерки” развитых стран - потому что между этими странами существует тесная экономическая интеграция, там примерно одинаковая система управления и одинаковый порядок финансирования. Как сравнивать, например, китайский вуз и вуз европейский, если в Китае совершенно особая система образования и даже предметное разделение не такое, как в Европе? Как сравнивать российский вуз с любым из вузов “Большой семерки”? Россия долгое время была закрыта, системы финансирования, поддержки, управления у нас совершенно другие”.
Профессор считает, что прежде чем писать рейтинги вузов, следует оценить рейтинг самой страны, который вычисляется довольно-таки понятно - ВВП на душу населения. “И если в России ВВП на душу населения во много раз меньше, чем в США или Великобритании, то будьте уверены, что и уровень образования у нас в это же количество раз меньше. Бюджет среднего американского университета (не Гарварда!) составляет примерно миллиард долларов. Это сумма, которую получает все высшее образование России”. Как говорится, без комментариев...
Рейтинг вузов - рыночный механизм, причем весьма дорогостоящий. До сих пор сводную таблицу составляло Министерство образования, хотя во всем мире этим занимаются независимые агентства. В этом году Ассоциация вузов Казахстана заказала рейтинг Независимому казахстанскому агентству по обеспечению качества в образовании. В мероприятии участвовала половина казахстанских вузов - 60 из 126.
В отличие от прошлых министерских рейтингов новый учитывает не только академические ресурсы вуза, но и оценку их общественностью страны, исполнительными органами, представителями различных компаний.
alt
О подробностях акции нам рассказал Рахман Алшанов, президент Ассоциации, академик Академии естественных наук и доктор экономических наук:
- Министерство образования оценивает по своей системе критериев, например, как внедряются образовательные технологии, уровню кадров, количеству отличников... Однако на практике оказывается, что оценки, по которой качество образования оценивают вузы и которую дают работодатели, расходятся. Ведь предприятия не интересуют прекрасно оформленные диссертации или хорошо написанные научные статьи, им нужны конкретные знания своих работников, смогут ли они решать какие-то сложные задачи. Самый крупный вуз имеет столько-то академиков... - это уже не всегда отвечает современным критериям.
- Во многих странах мира были выработаны свои критерии оценки. Какие Вы считаете наиболее эффективными и точными?
- Например, качество научной работы оценивается по индексу цитируемости. Мы же считаем, сколько всего статей ученым или преподавателем было написано. Но ведь можно написать одну и ее прочтет весь научный мир, а можно написать тысячу, которые никто читать и цитировать не будет. Здесь у нас есть и свои достижения. В голландском всемирном журнале из 2000 статей 200 - казахстанские. Это работы тех отечественных ученых, кто работает по современным направлениям, а потому привлекает внимание. Академик Ашанов пишет о проблеме устойчивого развития и занимает 11-е место по индексу цитируемости в мире.
Также хорошим показателем является то, на какую работу берут выпускников вуза и с какой заработной платой. Важны и технические ресурсы - есть ли Интернет, современная литература, лаборатории... А у нас? В прошлом году все вузы Казахстана суммарно купили всего 700 тысяч книг. Это столько, сколько у нас обучается студентов, выходит, по одной книге на человека, когда должно быть ежегодно хотя бы по 20 книг на каждого, не считая двадцатипроцентного обновления фонда.
- И все-таки получается, что самой верной оценкой в наших условиях становится не оценка министерства, школ или студентов, а именно мнение работодателей?
- Сейчас мы действительно наблюдаем противоречие между образованием и экономикой, между профессиональными знаниями и теми, которые необходимы на производстве, между тем, что написано в дипломе, и тем, что человек имеет в голове.
Для работодателей, по большому счету, важно, что специалист может прикрутить гайку, работает на компьютере, знает язык и решает задачи. Исходя из этого они и ставят оценки. Однако не стоит забывать, что предприятие живет сегодняшним днем, ему сейчас нужно выживать, а образование смотрит вперед.
В Америке, кстати, та же проблема. Грубо говоря, работодатели говорят: выпускники Гарварда не знают, как держать поднос. Гарвард же отвечает: “А предприятия не видят дальше собственного носа!”
- Естественно, рейтинг - это во многом предположение, совокупность взглядов, и время вносит коррективы. Есть ли у нас шанс попасть в зарубежные рейтинги?
- В следующем году мы планируем проведение международной конференции, на которую соберутся представители международных рейтинговых агентств. Они посмотрят наши вузы, нашу методологию, ведь речь идет о том, чтобы наши критерии не отличались от критериев европейских, американских или китайских рейтингов.
Дело в том, что до сих пор у нас не было опыта участия в зарубежных рейтингах. А как узнать, какое место мы заняли, если участия “в забеге” не принимали. В мире сейчас 14 000 университетов, конечно, всем нашим вузам хотелось бы выйти на первое место, но даже пятисотое может стать достижением. Участвуя в рейтингах и даже занимая последнее место, мы узнаем свои проблемы, и завтра, решая их, продвигаемся выше. Так что не обязательно тут же попасть в первую двадцатку, главное - движение вперед. Для начала нам надо пройти Евразийский рейтинг с приглашением лучших независимых европейских специалистов.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение