|
Ярослава Науменко
В Казахстане впервые разработан и проведен собственный независимый рейтинг оценки качества образования. Начинание должно стать первым шагом на пути отечественных вузов в рейтинги мировые, где пока “хозяйничают” американские и европейские университеты, и даже элитные московские и санкт-петербургские учебные заведения скромно занимают места ниже двухсотого
Так, в испанском рейтинге Webometrics Ranking из 3000 лучших университетов Земли первые 18 - американские вузы, английский Кембридж занимает лишь 19-е место, а легендарному Оксфорду отведено 42-е. Лучший российский университет - МГУ имени Ломоносова - расположился на 232-й позиции, а Сорбонна - и вовсе на 1117-й.
Однако российские эксперты призывают не верить безоговорочно иностранным сводкам. Все чаще раздаются голоса о пристрастности этих зарубежных оценок, о несовершенстве методов, о поверхностности исследований.
Специалисты Института комплексных исследований образования МГУ подтвердили, что мировые данные несколько однобоко отражают главную суть и предназначение высшей школы - качественную подготовку специалистов. Например, Шанхайский рейтинг оценивает университеты в том числе по количеству выпускников и сотрудников, получивших Нобелевские премии и медали Филдса (высшая математическая награда). Хотя последнюю за всю историю получили всего-то 48 человек, да и Нобелевскую премию - менее 600.
Бывший ректор Новосибирского государственного технического университета, профессор Анатолий Востриков считает, что мерить все вузы “общим аршином” - непрофессионально и нечестно:
“По-настоящему можно сравнивать вузы “Семерки” развитых стран - потому что между этими странами существует тесная экономическая интеграция, там примерно одинаковая система управления и одинаковый порядок финансирования. Как сравнивать, например, китайский вуз и вуз европейский, если в Китае совершенно особая система образования и даже предметное разделение не такое, как в Европе? Как сравнивать российский вуз с любым из вузов “Большой семерки”? Россия долгое время была закрыта, системы финансирования, поддержки, управления у нас совершенно другие”.
Профессор считает, что прежде чем писать рейтинги вузов, следует оценить рейтинг самой страны, который вычисляется довольно-таки понятно - ВВП на душу населения.
“И если в России ВВП на душу населения во много раз меньше, чем в США или Великобритании, то будьте уверены, что и уровень образования у нас в это же количество раз меньше. Бюджет среднего американского университета (не Гарварда!) составляет примерно миллиард долларов. Это сумма, которую получает все высшее образование России”. Как говорится, без комментариев...
Рейтинг вузов - рыночный механизм, причем весьма дорогостоящий. До сих пор сводную таблицу составляло Министерство образования, хотя во всем мире этим занимаются независимые агентства. В этом году Ассоциация вузов Казахстана заказала рейтинг Независимому казахстанскому агентству по обеспечению качества в образовании. В мероприятии участвовала половина казахстанских вузов - 60 из 126.
В отличие от прошлых министерских рейтингов новый учитывает не только академические ресурсы вуза, но и оценку их общественностью страны, исполнительными органами, представителями различных компаний.
О подробностях акции нам рассказал
Рахман Алшанов, президент Ассоциации, академик Академии естественных наук и доктор экономических наук:
- Министерство образования оценивает по своей системе критериев, например, как внедряются образовательные технологии, уровню кадров, количеству отличников... Однако на практике оказывается, что оценки, по которой качество образования оценивают вузы и которую дают работодатели, расходятся. Ведь предприятия не интересуют прекрасно оформленные диссертации или хорошо написанные научные статьи, им нужны конкретные знания своих работников, смогут ли они решать какие-то сложные задачи. Самый крупный вуз имеет столько-то академиков... - это уже не всегда отвечает современным критериям.
- Во многих странах мира были выработаны свои критерии оценки. Какие Вы считаете наиболее эффективными и точными?
- Например, качество научной работы оценивается по индексу цитируемости. Мы же считаем, сколько всего статей ученым или преподавателем было написано. Но ведь можно написать одну и ее прочтет весь научный мир, а можно написать тысячу, которые никто читать и цитировать не будет. Здесь у нас есть и свои достижения. В голландском всемирном журнале из 2000 статей 200 - казахстанские. Это работы тех отечественных ученых, кто работает по современным направлениям, а потому привлекает внимание. Академик Ашанов пишет о проблеме устойчивого развития и занимает 11-е место по индексу цитируемости в мире.
Также хорошим показателем является то, на какую работу берут выпускников вуза и с какой заработной платой. Важны и технические ресурсы - есть ли Интернет, современная литература, лаборатории... А у нас? В прошлом году все вузы Казахстана суммарно купили всего 700 тысяч книг. Это столько, сколько у нас обучается студентов, выходит, по одной книге на человека, когда должно быть ежегодно хотя бы по 20 книг на каждого, не считая двадцатипроцентного обновления фонда.
- И все-таки получается, что самой верной оценкой в наших условиях становится не оценка министерства, школ или студентов, а именно мнение работодателей?
- Сейчас мы действительно наблюдаем противоречие между образованием и экономикой, между профессиональными знаниями и теми, которые необходимы на производстве, между тем, что написано в дипломе, и тем, что человек имеет в голове.
Для работодателей, по большому счету, важно, что специалист может прикрутить гайку, работает на компьютере, знает язык и решает задачи. Исходя из этого они и ставят оценки. Однако не стоит забывать, что предприятие живет сегодняшним днем, ему сейчас нужно выживать, а образование смотрит вперед.
В Америке, кстати, та же проблема. Грубо говоря, работодатели говорят: выпускники Гарварда не знают, как держать поднос. Гарвард же отвечает: “А предприятия не видят дальше собственного носа!”
- Естественно, рейтинг - это во многом предположение, совокупность взглядов, и время вносит коррективы. Есть ли у нас шанс попасть в зарубежные рейтинги?
- В следующем году мы планируем проведение международной конференции, на которую соберутся представители международных рейтинговых агентств. Они посмотрят наши вузы, нашу методологию, ведь речь идет о том, чтобы наши критерии не отличались от критериев европейских, американских или китайских рейтингов.
Дело в том, что до сих пор у нас не было опыта участия в зарубежных рейтингах. А как узнать, какое место мы заняли, если участия “в забеге” не принимали. В мире сейчас 14 000 университетов, конечно, всем нашим вузам хотелось бы выйти на первое место, но даже пятисотое может стать достижением. Участвуя в рейтингах и даже занимая последнее место, мы узнаем свои проблемы, и завтра, решая их, продвигаемся выше. Так что не обязательно тут же попасть в первую двадцатку, главное - движение вперед. Для начала нам надо пройти Евразийский рейтинг с приглашением лучших независимых европейских специалистов. |