|
Аптечные войны
Ботагоз Омар
Несмотря на то, что в аптеках страны ценники изменились уже в первый день девальвации, в Минздраве с олимпийским спокойствием утверждают, что держат их в узде, не скрывая при этом, что цены на лекарственные средства призвана снижать именно рыночная конкурентная борьба. Из 7,1 тысячи наименований лекарственных средств реально под контролем государства - 1,3 тысячи, которые покупаются в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Почти столько же удерживается в рамках меморандумов, которые являются своеобразными “джентльменскими соглашениями” и юридической силы не имеют
Частный аптечный рынок в Казахстане сам диктует цены на лекарственные препараты. Таков закон рынка. Однако именно после того, как проверки антимонопольных органов выявили случаи картельных соглашений, Минздрав начал менять политику в этом отношении. В условиях нашей страны рыночные законы в фармацевтическом секторе очень слабо работают на снижение стоимости товаров в аптеках, так как численность населения Казахстана не превышает 17 миллионов, а крупных игроков на этом рынке около 6-7.
Обращая внимание на то, что в международной практике цены на лекарства и качество лекарственных средств относятся к системе национальной безопасности, Минздрав решил инициировать новый закон, в соответствии с которым в стране будет создан национальный формуляр лекарственных средств, где все зарегистрированные в Казахстане более 7,1 тысячи лекарственных средств будут указаны поименно с конкретными ценами. Ни одна аптека, действующая в стране, не будет иметь права завышать установленную стоимость, в каком бы регионе она ни находилась.
“Если какой-то факт завышения цены будет наблюдаться - то у этой аптеки будет изыматься лицензия и предприниматься соответствующие меры. Это международная норма, и думаю, что она заработает уже в этом году, когда мы полностью примем поправки в Кодекс”, - отметил в ходе пресс-конференции вице-министр здравоохранения Эрик Байжунусов. Пока же, по его словам, в случаях завышения стоимости лекарственных средств казахстанцы вправе звонить в круглосуточную службу лекарственного информационно-аналитического центра (8 800 080 88 87), который, по его словам, работает бесплатно и в круглосуточном режиме.
Однако, во-первых, как убедилась автор материала, в воскресенье операторы по этому телефону не консультировали (включался автоответчик, который любезно предлагал оставить звуковое сообщение после сигнала), а во-вторых, у казахстанцев нет какого-либо перечня цен, по которому можно было бы отследить, повысилась ли стоимость необходимых им лекарственных средств.
Судя по всему, в национальный формуляр цены будут закладываться уже с учетом девальвации. К примеру, в Усть-Каменогорске волонтерам выдали перечень стоимости 210 препаратов, по которому они должны были проверить аптеки на предмет завышения. Выяснилось, что в приблизительном “прайс-листе”, спущенном из республиканского Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Минздрава, цены в перечне выше оптовых на 40, 100 и даже 400 процентов. Оксолиновая мазь, которая в аптеках отпускается по 120 тенге, в меморандуме должна стоить 400 (в то время как ее оптовая цена составляет всего 78 тенге).
Расхождения в 40 и более процентов наблюдаются как по дорогостоящим препаратам, так и совсем недорогим. Парацетамол: 14 тенге у оптовика и 28 - в меморандуме, “Хилак форте”: 1234 тенге - оптом и 2484 - в меморандуме (в розничных пунктах на этот препарат вдвое накручивают цены).
И как бы казахстанские топ-менеджеры ни утверждали, что девальвация никак не отразится на стоимости лекарств, так как в нашей стране набирает обороты производство фармацевтической продукции, лекарства отечественного производства вряд ли смогут сбить розничные цены, так как они в основном поступают в больницы. Там их доля составляет 53 процента в физическом выражении и 12,8 процента - в стоимостном. В то время как на розничном рынке препараты казахстанского производства занимают менее 25 процентов продаж в физическом и 7,2 процента - в стоимостном выражении.
Астана |