|
Ольга Шишанова
Духовная жемчужина Казахстана - мавзолей Х.А.Яссави может исчезнуть с лица земли, как и древний Отрар, если не будут приняты срочные меры по его реставрации
Простояв без малого семь столетий, мавзолей начал стареть. Как-то странно и грустно, что почти все великие достижения человечества стали приходить в упадок именно в прошлом веке с переходом в век нынешний. То ли памятникам искусства надоело выставлять то сокровенное, что было в них заложено века назад, на потеху толпе, то ли человечество нашло дела поважнее, чем сохранность “каких-то” древних камней.
Вот и “визитной карточке” Туркестана, пережившей нашествие джунгар, не удалось избежать этой участи - своей сегодняшней ненужности. Иначе как назвать то, что мавзолей, который должен был быть отреставрирован еще в 2004 году в рамках госпрограммы “Культурное наследие”, плюс мавзолей тогда же взяла под свое покровительство Программа всемирной охраны памятников ЮНЕСКО, сегодня может оказаться просто грудой руин. И ладно, если бы дело было только в объективных факторах техногенного или природного характера, как это впервые произошло в середине прошлого столетия. Но нет, эксперты установили, что “ряд проблем возник из-за неправильно выбранных строительных материалов при реставрации”.
Например, кладка купола Казандыка в межкупольном пространстве оказалась покрыта налетом солей, которого до реставрации 1993-2000 годов не было. Кроме того, независимая экспертиза показала, что “соли на кладке появились вследствие применения при облицовке купола ангидрида в качестве вяжущего кладочного раствора”, то есть были нарушены правила техники безопасности - использованы более дешевые материалы, чем положено при работе с такими зданиями, как древний мавзолей. Более того, проектирование, реставрация и прием работ в мавзолее в 2006 году были осуществлены одной и той же организацией, что противоречило законодательству, но на что никто не обратил внимания. Только куда и на что были потрачены деньги, а это немалое финансирование, поскольку на восстановление таких проектов, как правило, тратится от двух до четырех миллионов долларов из специальной кассы ЮНЕСКО, осталось за кадром, а точнее - за разрушающимися стенами мавзолея.
Беда в том, что проблема уникального культового памятника искусства и культуры, к сожалению, в нашей стране - не единичный случай. Сегодня в Казахстане насчитывается свыше 25 тысяч недвижимых памятников истории, археологии, архитектуры и монументального искусства, из которых 218 вошли в Государственный список памятников истории и культуры республиканского значения. Но только 89 единиц из 25 тысяч, согласно данным Министерства культуры и информации РК, было отреставрировано на сегодняшний день.
В отношении всех остальных культурное ведомство заявило, что они “находятся по регионам и областям”. А что такое взаимоотношения местных властей и памятников культуры и искусства на подвластной им территории (за редким исключением), пожалуй, объяснять не надо. Министерство культуры ссылается на то, что ответственность за “уничтожение памятников древности лежит на органах местного самоуправления, которые не контролируют деятельность людей на территории природных и заповедных зон, представляющих историческую ценность”. Те, кто должен отвечать в первую очередь за сохранность историко-культурных объектов, сами проявляют пассивность, лишь констатируя, что “имеются факты, когда навсегда уничтожаются те объекты культурного ландшафта, которые могли бы еще долго служить для будущих поколений, и в перспективе попасть в список объектов всемирного наследия, а также стать объектами туризма”.
Впрочем, у памятников и без того “забот хватает”. Например, как не быть разрушенными в таких случаях, когда из-за активизации жилищно-коммунального строительства в городах, а также развития хозяйственной деятельности на аграрных территориях, широкие масштабы принимает процесс выделения земель из государственного фонда в частную собственность.
Дело в том, что разведывательные работы по закону проводятся археологами “только при реализации особо крупных проектов, требующей масштабного отвода земель”. В иных случаях отвод земель, как в городах, так и в сельской местности, осуществляется без привлечения археологов, что ведет к повсеместному нарушению законодательства по охране и использованию памятников культурного наследия, поскольку большая часть земель, не обследованная на предмет наличия археологических объектов, становится недоступной для дальнейшего научного изучения.
А это значит, что история возведения водопроводной сети на городище Отрар - памятнике республиканского значения, выделение земель под прокладку оптико-волоконной линии на территории уникальных городищ - одной из столиц Акорды Сауране и столице карлукских джабгу VIII-XIII веков Каялыке, ставшие недоступными территории древнего Тараза и самого древнего города всего Средневековья на территории Центральной Азии Испиджаба, - норма для сегодняшнего современного общества, отворачивающегося от своего прошлого. Кстати, наверняка мало кто об этом знает, но, по данным “Археологического вестника Казахстана”, только “на территории современной Алматы археологи зафиксировали восемь древних городов”, на сегодняшний день из которых не осталось ни одного.
Астана |