|
Малика Дауылбай
Критический взгляд: ожидание и реальность
В беседе с опытным кинокритиком Олегом Борецким наш корреспондент попыталась узнать о недостатках отечественного кинопроката, об обстановке в современном казахстанском кино и дифирамбах в адрес режиссеров
- Олег Михайлович, в прошлом 2013 году в наш прокат вышли несколько интересных картин, которые понравились отечественному зрителю. В частности, лента “Уроки гармонии”. Каково Ваше мнение относительно данного фильма?
- “Уроки гармонии” - это неплохая картина, не скажу, что это шедевр. Однако достаточно любопытное художественное высказывание, очень многослойное. Безусловно, эта картина не простая для восприятия среднего зрителя. Я понимаю одобрительную оценку фильма, потому как увидеть подобную картину на нашем безрыбье, очень авторскую, интересную в художественном смысле, к сожалению, это редкость.
Очень жаль, что такие фильмы выходят не каждый год, раз в несколько лет. Но они были и есть в истории казахского кино. Я не ориентируюсь сейчас на награды Берлинского кинофестиваля, они, безусловно, заслужены. А самое главное, пока рано судить об Эмире Байгазине как о режиссере, сначала он должен снять второй, третий фильм, потому как это уже проверенный принцип в киноиндустрии.
- Кстати, очень жаль, что фильм вышел в ограниченном прокате, потому как оценка у зрителей, посмотревших картину, была неоднозначной. Другими словами, лента породила много тем для анализа, критики и просто неравнодушных отзывов...
- Я могу сказать, что дискуссий по этому фильму было бы гораздо больше, лента вызвала бы больший резонанс, если бы его прокат не оказался таким трусливым. Также я не понимаю, зачем нужно было историю о сегодняшнем дне называть историей, которая произошла когда-то. Соответственно, были некоторые технические накладки, это связано еще с тем, что картину сдерживали от широкого зрителя, а кино все-таки создается именно для него, ему судить. К сожалению, это минус, который касается этого фильма, одним словом, все прошло не так, как было нужно.
- Олег Михайлович, продолжая тему об отечественном кино, на телеканале “Хабар” у Вас выходит передача “Посмотрим и обсудим “. В эфире авторской программы какие наши картины уже обсуждались?
- Вы знаете, за эти последние полгода мы показали все, что можно было показать, вплоть до таких допотопных фильмов, как “Молоко, Сметана, Творог”, который был сделан из телесериала. Потому что больше показывать нечего. Для того, чтобы показывать ленты, к примеру, 2013 года, на это нужны телевизионные права.
Я сразу сказал, что программу нужно делать так, чтобы она касалась нашего кино. Поскольку этого не получается, мы делаем передачу “не про наше” где-то процентов на сорок. Что касается концепции программы, для наших режиссеров не совсем привычно, чтобы о работах говорили критически, потому что все любят дифирамбы. В свою очередь, многие с пониманием и благодарностью относятся к зрителю, который находит время и желание поговорить о фильме. Такую информацию полезно услышать.
- Киноклубу Олега Борецкого исполнилось десять лет, на протяжении всего этого времени члены клуба посмотрели и обсудили множество достойных фильмов. Подробнее я хотела спросить про судьбу показа российского фильма “Географ глобус пропил”. Ведь только в “Цезаре”, на встрече клуба удалось увидеть картину. С чем связано, что фильм не увидел широкий зритель?
- Я думаю, отчасти из-за недалекости наших прокатчиков, которых волнует только выгодность проекта. У нас нет такой культуры, вернее, она есть, однако лишь незначительная, которая в репертуаре будет искать такие фильмы, о которых интересно будет поговорить. Тем не менее при всех спорных моментах относительно “Географа”, безусловно, картина заслуживает внимания, потому как о ней можно спорить, о ней можно говорить.
- Планируются ли в ближайшее время в Вашем киноклубе интересные премьеры, может, даже фильмов казахстанских режиссеров?
- Из ближайших ожиданий фильм “Трудно быть Богом” Алексея Германа-старшего. Это его последняя картина, уже доделанная после его смерти.
Еще есть пара европейских, в том числе американских кинолент, которые заслуживают внимания, и, может, в ближайшие два месяца мы их покажем. Также я надеюсь, что в первой половине этого года состоится премьера в клубе и, конечно, в других наших кинотеатрах третьей части фильма Ермека Турсунова “Кенже” (“Младший брат”). Как мне известно, сейчас заканчиваются монтаж и его озвучка. Еще из наших картин мне любопытна, я ее пока не видел, лента режиссера-дебютанта Ербола Жумагулова “Книга”.
Дальше сложно сказать, что сделают наши мастера. У нас кино бывает разным. Другое дело, что оно топчется на месте и делает то, чем занималось двадцать лет назад вроде фильма “Бауыр” Серика Апрымова, показанного на “Евразии”. Опять же эти “Инопланетяне не при чем”, “Джокер”, все это фильмы однодневки.
- Как Вам картина Сакена Жолдаса “Он и Она”?
- Вы знаете, романтическая комедия “Он и Она” - неплохая работа, сделанная молодым режиссером. Мне она понравилась, было бы таких картин больше, все-таки молодежная аудитория - это основная аудитория кинотеатра. Также, к примеру, можно снять картину о студенческой молодежи, что-то наподобие “Препода”, но это получился не фильм, а визуальный клип, другое дело - созданная авторская лента “Студент” Дарежана Омирбаева, где есть место психологической основе. Сложно сказать, какие картины будут дальше, надеюсь, что будет появляться что-то интересное. Мы, в свою очередь, стараемся за всем этим следить. |