|
Константин Маскаев
В прошлом номере мы рассказали, как с наступлением серьезных холодов устроили своего рода проверку герою наших публикаций Сергею Спринсяну - человеку, победившему холод. В течение минувшего года мы рассказывали о его занятиях, дыхательной гимнастике и физических упражнениях, которые следует проводить на морозе, чтобы победить болезни и, как знать, прожить 200 лет. Во всяком случае, Спринсян уверен, что способ значительно продлить активную жизнь он нашел
(Продолжение. Начало в №16 “НП” от 12 февраля 2014 года)
Прежде чем продолжить рассказ о павлодарском уникуме, Человеке - Белом медведе Сергее Спринсяне, пошатнувшем привычное человеческое мнение о холоде, хочу привести многократно выверенные медицинские параметры, в которые укладывается почти каждый наш организм.
Хотя, как известно, жар костей не ломит, к холоду мы приспособлены гораздо лучше, чем к зною. Перегрев и повышение температуры тела разрушают нас быстрее. Например, 40 градусов - это уже очень тревожно, а 42 способны и убить. А вот понижение температуры тела до 32 градусов вызовет озноб, но очень серьезной опасности не представляет. При 27 градусах почти неизбежны наступление комы, нарушение сердечной деятельности и дыхания. Критической называют температуру ниже 25 градусов тела, но некоторым людям все же удается выжить при таком переохлаждении. Известны два случая, когда переохлажденные до 16 градусов выживали.
Но самую низкую температуру тела живого человека зафиксировали не так и давно, в 1994 году. Двухлетняя Карли Козолофски случайно оказалась на улице при 22-градусном морозе. Она вышла на крыльцо в одной пижаме, а дверь захлопнулась. Ребенок провел на улице шесть часов. Когда врачи измерили температуру ее тела, она составила 14,2 градуса.
Мое упущение в том, что во время нашего эксперимента я измерял лишь температуру окружающего воздуха. А надо было бы измерять и температуру тела Сергея. В дальнейшем мы учтем и этот момент.
Напомню, в день приезда в Павлодаре было довольно сурово: минус 31-36 градусов. Но для нашего героя это не стало препятствием для пробежки с обнаженным торсом вдоль трассы за городом. При этом дул обычный для павлодарского Прииртышья ветер. Тело Спринсяна не покрыли мурашки и его не бил озноб. Начало эксперимента было положено.
Но буквально на второй день нашего тестирования термометр заметно пополз вверх и остановился на отметке минус 26 градусов. “Генерал мороз”, будто почуяв неладное, отступил, чтобы отодвинуть нас от разгадки, где лежит предел Спринсяновской выносливости по пребыванию в условиях низких температур. Правда, наш герой попытался найти выход, предложив протестировать его в промышленной холодильной камере на каком-нибудь предприятии пищевой промышленности или на хладоскладе. Он утверждает, что некоторое время назад примерно 25 минут провел в рефрижераторе в одном белье при установленной на регуляторе температуре в минус 46 градусов. Но проверить это мы не смогли, как и не знаем, опустилась ли температура до заданной величины. Когда на улице ниже 20 градусов, нет смысла тратить средства на работу рефрижераторов. Поэтому зимой хладокомбинаты нам не смогли помочь. Возможно, вернемся к этой части заявки на рекорд уже летом.
Зато он действительно лежал на снегу несколько минут, обнажив торс. А когда встал, то в отпечатке от тела можно было обнаружить следы таяния. Прилипший к телу снег тоже таял и ручейками скатывался за пояс спортивных брюк.
Непосредственный контакт тела со снегом и льдом организму воспринимать куда сложнее, чем простое пребывание на морозе. Все-таки остывшая до температуры окружающего воздуха масса замороженной воды, будь то снег или лед, сохраняет свое термическое состояние и по законам термодинамики и правилам теплопроводности куда быстрее опускает температуру в пятне контакта. А если пятном контакта становится все тело?
Именно такими экспериментами прославил себя 52-летний голландец Вим Хоф, известный как Ice man, Ледяной человек, которому принадлежат девять различных рекордов по взаимодействию с холодом. Больше всего народ впечатляет его способность длительное время сидеть в емкости, заполненной ледяной крошкой. Последнее его достижение составило 72 минуты. Ранее он в одних шортах пробежал марафонскую дистанцию (42 километра 195 метров) по тундре и босым взобрался на Килиманджаро.
Сергей воспринял достижения голландца как вызов. Сказал, что будет работать над этим. Мы с трудом отговорили нашего героя от закапывания в сугроб: за такие эксперименты, видимо, нельзя браться спонтанно.
Мы безоговорочно считаем Спринсяна, Вима Хофа и им подобных феноменами. Сами же они пытаются убедить нас, что секрет следует искать в сильной воле, стремлении к духовному совершенству, регулярных тренировках. Все эти способности - результат длительной и увлеченной работы над собой, и, вероятно, доступны гораздо большему числу людей.
Во второй день Сергей показал, что находится и в хорошей физической форме. Он не менее десяти раз подтянулся на турнике, который установлен под открытым небом во дворе его жилища, делал “уголок”. Одна лишь проблема - после нескольких минут занятий ладони начинают примерзать к железной перекладине, что мешает выполнять некоторые упражнения. Например, такое, как “подъем переворотом”, которое он уверенно демонстрирует. Поэтому он попросил, чтобы мы разрешили ему надеть перчатки. Мы не возражали. Назавтра он назначил себе дыхательные упражнения и водные процедуры в открытом водоеме. Ждем ближе к обеду.
Фото автора |