|
Ботагоз Омар
На недавней встрече премьер-министра с руководством Национальной палаты предпринимателей (НПП) глава Кабмина предостерег, что она не должна превращаться в новый государственный орган, быть открытой и доступной, чтобы бизнес мог обращаться к ней при любой проблеме. Однако обязательное членство в палате вряд ли будет этому способствовать, ведь с финансовой точки зрения НПП не будет необходимости доказывать свою состоятельность и ежедневным кропотливым трудом зарабатывать кредит доверия со стороны тех, кто ее финансирует
Председатель правления НПП Аблай Мырзахметов рассказал, что палата принципиально отказывается от роскоши. “У нас нет каких-то служебных машин, офис, в котором мы сейчас находимся, он хоть и класса “А”, но мы платим по цене класса “Б”. Мы обратились к владельцам офиса, объяснили, что мы не коммерческая организация”, - отметил он.
В то же время эта некоммерческая организация с 2006 года предлагала ввести обязательные членские взносы. И хотя этот вопрос вызвал немало нареканий, так как союз, который должен был отстаивать права предпринимателей, напротив, вводил дополнительный вид налогов, сильное лобби как в правительстве, так и в парламенте позволило-таки внести эту норму на законодательном уровне.
Теперь компании, которые имеют годовой оборот более 2,6 миллиарда тенге (а таких крупных компаний в Казахстане 2,5 тысячи), будет платить “в добровольно-принудительном порядке” не менее 8 миллионов тенге в год. Вторая группа плательщиков, имеющих доход от 103 миллионов и выше, их около 20 тысяч, будут ежегодно отчислять около 300 тысяч тенге. Что касается малого бизнеса, то по закону он на 5 лет освобождается от уплаты взносов.
Ранее, в сентябре 2012 года, заявлялось, что годовой бюджет НПП составит около 9 миллиардов тенге. Из них 4 миллиарда планируется направлять на содержание центрального аппарата и около 200 сервисных офисов в областных и районных центрах. Остальные средства можно использовать на поддержку республиканских отраслевых ассоциаций.
Модель НПП базируется на континентальной модели. Предлагая ее в парламенте, представители бизнес-ассоциаций с гордостью утверждали, что она основана на передовом европейском опыте.
Сегодня НПП уже становится синонимом государственных органов. Палате, как главному партнеру правительства, даже предлагается передать часть их функций. И если чиновники прямо подотчетны правительству, Администрации президента и ряду контролирующих органов, то де-факто палата, собравшая, как оказалось, одних энтузиастов, ни перед кем отчитываться не обязана. Да, формально бюджет крупнейшей бизнес-ассоциации будет утверждаться прозрачно и открыто, но по каким критериям и кем будет оцениваться реальный “выхлоп” от ее деятельности - остается загадкой.
К примеру, совсем недавно, 28 января, в Астане прошло третье заседание совета по защите прав предпринимателей НПП, в ходе которого были изложены единичные факты отстаивания интересов предпринимателей в регионах, которые, кстати, далеко не все увенчались успехом. Одного выступившего адвоката даже публично раскритиковали за то, что он выступил с длинным докладом, отобрав у всех по 30 минут их драгоценного времени, но так он должен был выступать на рассмотрении этого дела в суде, а не в Астане.
В необходимости консолидации отечественного бизнеса и усилении аналитической части нет никаких сомнений, но эта инициатива должна исходить не сверху, а снизу. Что же касается открытости НПП, то постановка этого вопроса кажется утопической уже сегодня: мероприятия палаты, как правило, проходят в закрытом режиме, и даже для прессы предусматривается обязательная аккредитация.
Мелкий бизнес пока остается в стороне от этих процессов. Наверняка многие предприниматели даже не знают, что через 5 лет их заставят вносить новые виды выплат. Пока же они за помощью к крупным ассоциациям не обращаются, так как большинство вопросов у них возникает не во взаимоотношениях с госорганами, а при взаимодействии с более крупными игроками.
Так, в столичном крытом рынке “Артем” (так его называют в быту), который официально называется “Столичный базар”, администрация здания в течение года в одностороннем порядке подняла стоимость аренды почти на 300 процентов (!), в результате чего многие индивидуальные предприниматели были вынуждены закрывать свое дело или перевозить товар в другие торговые дома. Юридически обращаться в какие-либо инстанции у них не было повода, настолько обезопасила себя администрация торгового дома в ранее заключенных договорах. Но фактически от этих действий пострадало ни о чем не подозревающее население: надбавка в аренде неминуемо сказалась на стоимости товара.
Это один из небольших примеров, отражающих, насколько нынешние реалии расходятся с теми масштабными планами, которые рисуются в кулуарах правительства и в крупных ассоциациях, считающих, что они созданы для отстаивания интересов предпринимателей. На самом же деле большинство процессов в этой сфере проходит в латентной форме и зависит от своих рыночных законов, в которых балом правят те, у кого есть финансовые и административные рычаги.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |